Lake Baikal
Путешествуем по Байкалу. Присоединяйтесь!
Путешествуем по Байкалу. Присоединяйтесь!

О результатах исследований на озере Байкале, произведенных в 1894 году экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги

Состоящий под председательством Его Императорского Величества Комитет Сибирской железной дороги (заседание двадцать второе)

В заседании Соединенного Присутствия Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета, состоявшемся 8–го марта 1895 г. в личном присутствии Его Величества, между прочим, слушано дело: «О результатах исследований на о. Байкал, произведенных в 1894 г. экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги».

Высочайше утвержденным, 10–го декабря 1893 г., положением Комитета Сибирской железной дороги в распоряжение Министерства Путей Сообщения отпущено было 5000 р. на изыскания с целью выбора по берегам озера Байкала мест для пристаней, в видах устройства переправы между Средне–сибирской и Забайкальской железными дорогами. Собранные данные указывают, что наиболее удобными в сказанном отношении местностями являются на западном берегу Байкала — Лиственичный рейд, а на восточном — Мысовская бухта.

По сему поводу в Соединенном Присутствии было замечено, что перевозка железнодорожных поездов через водные пространства организована в Западной Европе между Датскими островами и материком, а равным образом в Америке, где через пролив между озерами Гуродом и Эрио, у города Детроа, переправляются ежедневно около 1000 нагруженных вагонов. Подобным образом могло бы быть также установлено сообщение между забайкальским и средне–сибирским участками, впредь до сооружения Кругобайкальской железной дороги, отнесенной к последней очереди. Весьма серьезное для устройства этой переправы препятствие заключается в замерзаемости Байкала; однако, по объяснению Управляющего Министерством Путей Сообщения, следует надеяться, что при помощи ледокольных приспособлений возможно будет продолжить период навигации, если не в течение всего года, то, по крайней мере, в продолжение 10 месяцев. Особенно пригодными в сем отношении для Байкальского озера могли бы быть употребляемые в Америке деревянные ледоколы. Эти пароходы снабжены в носовой части особым винтом, подходящим под ледяной покров. При движении судна носовой винт выгоняет воду из–под льда, который, не имя под собой опоры, легко разрушается при наваливании на него парохода. Опыты, произведенные с подобными ледоколами, указывают на возможность двигаться на них со скоростью 12 верст в час, при толщине льда в 1.5 фута. Так как означенные пароходы легко разрушают также ледяной слой в 2 и 2.5 фута, то имеется основание полагать, что возможно приспособить эти суда к борьбе даже с наибольшей на Байкале толщиной льда, достигающей 3 футов. Стоимость ледокола на заводе выражается в сумме 340 000 долл., или 680 000 руб., а при условии дарового отпуска леса в 213 000 долл. или 426 000 руб. В последнем случае на приобретение такового парохода потребуется: 426 000 рублей на изготовление металлических частей и 374 000 р. как на доставку последних на Байкал, где мог бы быть выстроен ледокол, так и на рубку, подвозку и обработку леса, а всего 800 000 руб. Но так как в текущем году постройка ледокола не может быть вполне закончена, то ныне было бы возможно ограничиться отпуском 500 000 р., потребных на приобретение металлических частей и на приступ к рубке леса. Ввиду указываемой Управляющим Министерством Путей Сообщения пригодности нового типа паровых ледоколов для Байкальского озера, члены Соединенного Присутствия находили полезным озаботиться скорейшим заказом такого судна, причем, за изъявленным Министром Земледелия и Государственных Имуществ согласием на даровой отпуск леса, признано было соответственным отнести потребные в нынешнем году на указанный предмет расходы, в размере 500 000 руб., на кредит в 2 000 000 руб., внесенный к условному отпуску в смету Министерства Путей Сообщения на сооружение железнодорожной ветви Иркутск–Лиственичная и на заказ пароходов для озера Байкала.

Выслушав изложенные суждения, Государь Император, в присутствии Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета, Высочайше повелеть соизволил:

Отпустить в распоряжение Управляющего Министерством Путей Сообщения 500 000 рублей на заказ парохода для озера Байкала.

На журнале Комитета Его Императорскому Величеству, 18–го марта 1895 года, благоугодно было собственноручно начертать: «Исполнить».

Источник: О результатах исследований на озере Байкале, произведенных в 1894 году экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги, 1895 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.