Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » История » Рекогносцировка Байкальского озера (часть 3)
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

Ф.К. Дриженко, 1897 г.

Рекогносцировка Байкальского озера в 1896 году

Сделав этот краткий обзор нашего путешествия по Байкалу, перехожу к их результатам.

Промер озера. Промер глубин до 18 сажен производился ручным лотом при малом ходе парохода, до 30 саж. - им же, но останавливая ход, для больших глубин мы в начале пользовались датским лотом Рунга. Этот остроумный прибор, широко практикуемый в Дании, к сожалению еще 25 июня был утоплен на глубине более 150 сажен и нам пришлось пользоваться обыкновенным диплотом в 30 фунтов веса, который мы спускали на проволоке от лота Томсона, свитой из 6 тонких проволочек; вьюшка у нас была с ручным стопором, проволока сбегала по крючку, который я или Капитан Тимрот держали в руке, с некоторым усилием нажимая на проволоку снизу вверх; в момент прикосновения лота к дну рука делала невольное движение крюка кверху, вьюшка стопорилась и некоторая слабина проволоки выбиралась совершенно легко навертыванием проволоки на вьюшку вручную; когда же проволока вытягивалась, то приходилось уже действовать рукоятками вьюшки, чтобы подымать лот и таким образом момент, когда проволока была туго вытянута, был заметен весьма резко. Почти все 7 линий промера удалось сделать при полном штиле, причем проволока сбегала на глаз совершенно вертикально, если же приходилось делать промер при небольшом ветре, то измерялся на глаз угол уклонения проволоки от вертикальной линии и вводилась поправка; длина выпущенной проволоки определялась марками с узелками, положенными на проволоку, из толстых ниток, через 25 сажен, а части этого промежутка измерялись числом оборотов вьюшки, непосредственно считавшимися при подымании лота; грунт получался помощью сала, вложенного в углубление в дне лота.

Место измеренной глубины определялось так: начало линии промера определялось, измеряя по компасу направление на какой-нибудь мыс или устье реки, нанесенное на карту и глазомерное расстояние, ограничивавшееся вообще двумя, тремя сотнями сажен или менее, или по крюйспеленгу той же точки. Так же определялся и конечный пункт, расстояние же между этими точками делилось на равные части по числу глубин, так как курс и число оборотов винта сохранялись между глубинами те же, и лот бросался через равные промежутки времени. Вопрос о влиянии на глубину ошибки в определении места едва ли имеет значение ввиду того, что сама карта, по которой мы прокладывали путь, значительно не точна, и ее ошибки, достигающие до 20 верст, превышают всякую возможную меру ошибки в нанесении глубины; нанесенные же глубины, исключая ближайших к берегу и следовательно наилучше определенных, так медленно меняются, что ошибка в месте никакой роли играть не может. Что же касается ошибки измерения глубин, то мне кажется удивительное согласие, даже однообразие глубин на некоторых линиях указывает на две вещи: и дно замечательно ровно, и глубины измерялись с весьма малой случайной ошибкой измерения. Действительно, случайные ошибки измерения, предполагая, что проволока вытягивалась без провеса, зависят только от угла отклонения ее от вертикальной линии; при малом угле эта ошибка равна глубине H, помноженной на 2sin²(a/2), где a есть угол уклонения; если допустить a=10°, что невозможно не заметить, то и тогда при H=500 с. ошибка глубины dH=7 саж., а так как в действительности этот угол не более 3°, то тогда dH=0.7 саж., что и подтверждается согласием глубин. Систематическая же ошибка измерения глубин зависит от ошибки в измерении длины самой проволоки; длина проволоки измерялась двадцати пяти саженными частями, прикладывая проволоку к двум кольям, расстояние между которыми =25 саж. было измерено стальной лентой. Ошибка в измерении 25 саж. расстояния между кольями не могла превышать 1 дюйма, следовательно наибольшая ошибка в длине проволоки равной 500 саж. не превышала 20 дюймов, т.е. была менее 1/3 сажени.

Промер, как выше было упомянуто, производился близ берегов через промежутки в 10-20 верст. Входы в устья рек, опасные мели, как у Туркинских минеральных вод, у мыса Березовского, у острова Лиственичного и пр., были обследованы со шлюпки. Шлюпка была у нас в 12 весел местного типа, построенная селенгинскими бурятами. Тип для наших целей не удовлетворительный. Кроме того было сделано семь линий промера поперек озера, три линии поперек Малого моря и по одной на внешних границах Баргузинского и Чивиркуйского заливов. Из всех этих измерений, без сомнения еще представляющих ничтожную долю того, что необходимо для хорошей карты, прибавив к ним еще промеры Дыбовского и Годлевского и Лейтенанта Кононова, можно себе составить уже некоторое общее представление о подводном рельефе озера. Подводная часть озера представляется исполинской котловиной с чрезвычайно большими глубинами, часто начинающимися у самого берега озера и занимающими весьма значительную часть его протяжения. Котловина эта на одной трети своей длины, считая от ее юго-западного конца, делится на две неравные части подводным водоразделом, образовавшимся вероятно из наносов р. Селенги и отчасти р. Большой Бугульдейки; возвышенное в этом месте дно Байкала наклонено от Селенги к Бугульдейке, близ которой глубина достигает своего относительного максимума - 234 морск. саж. Наибольшая измеренная глубина южной части, из промера инженера Богословского, оказалась равной 791 морск. сажени, а из трех поперечных линий промера через всю ширину озера и двух до половины его ширины, произведенных в 70 годах зоологами Дыбовским и Годлевским, видно, что большие глубины во всех случаях подходят близко к берегу, исключая лишь Посольский монастырь, где 100 саженная глубина найдена в 7 верстах от него, причем на линии от этого монастыря к устью р. Голоустной почти посредине озера замечается подъем дна до 33-х саженной глубины. Такой же подъем в 26 саж. обнаружен и в 96-м году в 23 верстах к северо-востоку от вышеуказанной точки. Если северную часть озера разделить на две почти равные части линией от Северного Изголовья острова Ольхона до Нижнего Изголовья полуострова Св. Нос, то средняя часть озера окажется наименее исследованной; промер по указанной линии, обнаружив вообще большие глубины, дал у самого Нижнего Изголовья Св. Носа глубины, большие 622 морск. саж. (этой цифрой ограничено было количество проволоки на аппарате для измерения глубин во время работы по этой линии); промер же от этого Изголовья к восточному берегу озера дал почти по всей линии, отделяющей Баргузинский залив, глубины большие 622 саж. Сверх того сделанное в нынешнем году в 4 верст. от Ольхонских Ворот измерение глубины оказавшейся равной 670 морским саженям, указывает на вероятность вообще больших глубин в этой части озера.

Северная часть озера, судя по 4 линиям промера, сделанным в этом году, хотя и представляет все еще котловину с огромными глубинами, но относительно максимумы на этих линиях уже значительно меньше прежних, а именно: 493, 485, 459 и 92 саж. на линии, проходящей в 5 верст. от устья Верхней Ангары.

Хотите попасть на курсы шкиперов - приходите к нам.

Прибрежные промеры обнаружили, что хотя большие глубины часто подходят к берегам почти вплотную, тем не менее есть значительные площади, имеющие глубину меньше, например, 30 сажен. Из них наибольшие: вдоль дельты р. Селенги - 580 кв. верст, Чивиркуйская бухта - 140 кв. вер., у дельты Верхней Ангары - 104 кв. вер., в Малом Море - 205 кв. верст и проч. Общая поверхность озера с глубинами меньшими 30 саж. равняется приближенно 2500 кв. верст, составляя лишь 8% всей поверхности озера, что и дает возможность сравнительно скоро обследовать это величайшее в свете из известных пресноводных озер.

Астрономическое определение пунктов производилось при помощи универсального инструмента Керна с ломаной трубой, у которого горизонтальный и вертикальный круг разделены от 10' до 10', а точность отсчетов помощью верньеров (по 2 для каждого круга) - 10". Диаметр горизонтального круга 7.8 д., вертикального - 6.4 д., увеличение трубы при одном окуляре около 24, при другом - 32. Сетка окуляра имеет двойную вертикальную нить и 5 горизонтальных, из которых средняя двойная. Уровень вертикального круга неизменно соединен с внутренним неподвижным кругом, имеющим два верньера, наружный круг лимба соединен с трубой, с которой и вращается, цена 1/2 деления вертикального уровня, определенного на экзаменаторе в Пулкове 6".6, горизонтального 4".8.

Хронометров столовых было 4:

N 23 Viren тринадцатибойщик средний.
N 2842 Frodsham средний.
N 2995 Frodsham звездный.
N 105 (1886) Kullberg звездный.

Так как астрономические работы, не составляя главной цели нашего поручения, могли производиться лишь попутно по мере возможности с целью некоторого исправления контуров озера на карте, каковой цели отвечали и инструменты, то я не мог ни составить заранее определенного плана астрономических работ, ни выжидать хороших обстоятельств погоды; я пользовался наблюдением солнца или звезд в зависимости от обстоятельств. Определение времени производилось или по абсолютным зенитным расстояниям солнца близ первого вертикала, причем солнце пропускалось через горизонтальную сеть, и замечались моменты прохождения обоих краев, соответствующие одному отсчету вертикального круга и таких пропусков делалось 2 при круге право, 4 при круге лево и снова 2 при круге право; - или по наблюдениям пар звезд по способу Н.Я. Цынгера, причем пользуясь брошюрой Ф.Ф. Витрама «Tables auxiliaries pour la determination de l’heure», заблаговременно, еще до отъезда, были вычислены эфемериды звезд через два градуса широты, а на месте, зная свою приблизительную широту по карте, эфемериды для этого места уже приготовлялись простой интерполяцией.

Если была возможность, то на том же месте определялась и широта места и азимут какого-нибудь предмета или компаса, установленного в расстоянии 100-200 саж. для определения склонения компасной стрелки. Широта по солнцу определялась или по близмеридиональным зенитным расстояниям солнца, причем я старался делать поровну наблюдений по обе стороны меридиана и примерно в тех же часовых углах, - или по наблюдениям звезд, причем я пользовался всегда полярной и одной из южных, которая кульминировала приблизительно в том же зенитном расстоянии, что и полярная. Наведения делались, смотря по обстоятельствам, или по 2, или по 4 на звезду при каждом положении круга, располагая наблюдения симметрично; температуры воздуха и показания анероида записывались до и после наблюдений.

Долготы определены, принимая за основание пункты Туркинские минеральные воды и Лиственичное, определенные Полковником Поляновским 80 г. и Мысовая - Генерал-Майором Мирошниченко 93 г.; определения сделаны перевозкой хронометров. Хронометрических рейсов у нас было 3: первый прямой: Туркинские минеральные воды - Лиственичное, продолжавшийся с 9 июля н.с. до 16 августа, т.е. 38 суток и давший 10 пунктов: Ушканьи острова, Онгоконская бухта, Верхнее Изголовье Св. Носа, Горемыки, Тонкий мыс, устье р. Давши, мыс Кедровый, Сев. Изголовье Ольхона и Нижнее Изголовье Св. Носа.

Второй рейс - круговой, из Лиственичного вышли, определив время, 16 августа и вернулись 21 августа, рейс продолжался 5 суток, определили долготу Песчаной бухты и Нижнего Изголовья Ольхона. Третий рейс прямой: Мысовая - Лиственичное, с 29 августа по 4 сентября, 6 суток, и определили устье реки Селенги-Харауз; всего долгот определили за 3 рейса 13. Широты определены в 11 пунктах: в Онгоконской бухте, Бирее, Душкачане, Верхнем Изголовье Св. Носа, Горемыках, Нижнем Изголовье Св. Носа, Сев. Изголовье Ольхона, бухте Песчаной, Южном Изголовье Ольхона, устье Селенги-Харауз и в Лиственичном. Вероятная ошибка определения широты из 2 звезд = ±1".5, из одной полярной = ±1".9, из наблюдения солнца = ±2".1. Вероятная ошибка определения долготы колеблется от ±0s.2 до 0s.6 в зависимости от удаления по времени определения долготы от основного пункта. Вероятная ошибка определения времени из одной пары звезд от ±0s.1 до ±0s.2, для солнца от ±0s.2 до ±0s.5. Азимуты определялись исключительно по солнцу близ первого вертикала, причем замечалось прохождение обоих краев солнца через вертикальную нить 4 или 8 раз симметрично круг право и круг лево, до и после наблюдений измерялись направления на один или несколько отдаленных предметов и на компас. Азимуты определялись в 7 пунктах: губе Безымянной, у мыса Кедрова, на Большом Ушканьем острове, на Верхнем Изголовье Св. Носа, в устье реки Давши, на Нижнем Изголовье Ольхона и на Тонком мысе. Вероятная ошибка определения азимута ±5".

Склонение компаса определялось с помощью компаса с так называемой поверительной стрелкой. Компас этот с кордановским подвесом, с азимутальным кругом, установленный на треноге, имел длинную плоскую магнитную стрелку, с топкой, при помощи которой можно было стрелку перекладывать, поворачивая ее вокруг продольной оси на 180°. Помощью азимутного круга с мишенями и призмами мишень наводилась на универсальный инструмент, затем на N-й конец стрелки, на S-й два раза и опять на N-й. Стрелка перекладывалась, и наблюдения повторялись в обратном порядке. Таким образом получался угол между магнитным меридианом и направлением на универсальный инструмент, а зная астрономический азимут, определенный универсальным инструментом и получив угол между тем же направлением, но от универсального инструмента на компас и истинным меридианом, мы получали склонения компасной стрелки. Отсчеты компаса делались по алидадному кругу, разделенному через 30' с отсчетами помощью 2 нониусов до 1'. Вероятная ошибка определения склонения от 1' до 2'. Склонение определялось в 4 пунктах: в губе Безымянной, на Нижнем Изголовье Ольхона, на Верхнем Изголовье Св. Носа и на мысе Тонком и, как показано в таблице, везде получилось западное. Если для этих же пунктов вычислить величины склонения помощью эфемерид склонения, помещенных в «Tables fondamentales du magnetismу terrestre» Генерал-Лейтенанта А.А. Тилло, то окажется, что для этих мест и для эпохи 1896 года склонение было везде восточное и разницы между наблюденными и эфемеридными получаются от 75' до 120'.

Таблица склонений компаса


Место наблюдения

По наблюдениям

По эфемеридам

Разница

Бухта Безымянная

Запад. 0°32'.1

Восточ. 0°52'

84'

Южное Изголовье Ольхона

Запад. 0°31'.9

Восточ. 1°28'

120'

Верхнее Изголовье Св. Носа

Запад. 0°31'.3

Восточ. 0°44'

75'

Тонкий мыс

Запад. 1°09'.7

Восточ. 0°38'

107'


Это сравнение определенных в 96 г. склонений с вычисленными доказывает, что эфемериды склонения даже для таких крайне не исследованных мест земного шара все таки дают величины этого магнитного элемента хотя бы с приближением до 2°.

При применении же этих эфемерид к местностям более исследованным, например к острову Новая Земля, результаты получаются прекрасные - разницы не превосходят нескольких минут.

Возвращаясь к глубоководным измерениям, скажу несколько слов об измерении температуры воды. Температура воды на поверхности измерялась помощью особого приспособленного для этой цели термометра Цельсия, разделенного через 0°.2. Термометр на веревочке спускали в воду, погружая шарик на глубину до 1 фута, и по прошествии 3 минут вынимали, причем шарик оставался в воде, которая подымалась в нижнем конце медной оправы термометра, и делался отсчет. Эти наблюдения велись ежедневно в 8 ч. утра, 12 дня и 8 ч. вечера, а иногда еще и в полночь.

Кроме того, при измерении температуры воды на глубинах всегда измерялась она и на поверхности. На глубине температура измерялась помощью термометра Негретти-Замбра одновременно с глубоководными измерениями поперек озера, причем наибольшее число измерений приходилось на поверхность и на глубины 10, 20, 30 и 40 с., есть несколько измерений на 5, 15 и 25 с., затем, 9 измерений, произведенных на глубине около 500 саж. между Ушканьими островами и м. Покойники, и 15 измерений на промежуточных глубинах; из всех этих измерений составлена прилагаемая здесь таблица, где показаны средние температуры на разных глубинах для данной линии промера, причем отделены ее части, ближайшие к берегам и имеющие высшую температуру воды, чем в средней части озера. В каждом столбце рядом с температурой показано и число наблюдений, из которых эта средняя температура получилась. Из этой таблицы видно, что реки Селенга, Бугульдейка и Верхняя Ангара, затем Малое море и Чивиркуйская бухта оказывают заметное влияние на повышение температуры воды; внутри Чивиркуйской бухты мы нашли даже очень теплую воду в 19°.5C во всю ее толщину в 4 сажени, у устья Селенги средняя температура поверхности 13°.5C, у Верхней Ангары 13°.5C, у Верхнего Изголовья Ольхона 7°.7, что же касается середины озера, то там средняя температура поверхности колеблется от 3°.4 до 3°.7 и таковой остается до самого дна, колеблясь в пределах ±0°.05, т.е. в пределах ошибки наблюдений. На приложенной прозрачной карте нанесены измеренные на поверхности воды температуры, из них видно, что вообще ближе к берегу теплее, чем посредине, что в южной части озера вода несколько теплее, чем в северной и что температура поверхности воды подымается в конце лета, что особенно заметно между реками Селенгой и Бугульдейкой, где 24 июня температура была от 3°.7 до 9°.0C, а 12 августа - от 10°.2 до 16°.8C.

Метеорологические наблюдения, результаты которых еще не вполне обработаны, велись по правилам для наблюдения на судах флота, с той лишь разницей, что не имея офицерских вахт и утомленные дневной работой, мы должны были ограничить наши наблюдения 3 или 4 разами в сутки: в 8 ч. утра, в 12 ч. дня, 8 ч. вечера и иногда в 12 ч. ночи. Выведенные средние суточные температуры воздуха и средние месячные без участия утренней и при малом участии полуночной получились не вполне точно, а именно выше, чем на самом деле, - это скорее средние температуры дня. Средняя месячная температура воздуха для всего Байкала получилась в июне 11°.0C, июле 12°.5C и августе 13°.6C.

Фотографические снимки делались с целью собирания материала для описания озера и для пополнения карты видами приметных мест с указаниями направления и расстояния до центра картины. Эти изображения давно приняты для дополнения морских карт, но делались обыкновенно от руки и людьми, имеющими для этого способности; усовершенствования фотографии победили трудности, еще не очень давно непреодолимые, и теперь фотография может быть широко прилагаема для этой цели. Я имел аппарат, любезно одолженный мне начальником гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря, Подполковником Вилькицким. Это фотографическая камера Гольдмана на полпластинки (13x18) с 6 двойными кассетами с моментальным затвором, устроенным в самой камере, причем скорость затвора можно изменять примерно от 1/10 до 1/100 секунды. Камера снабжена искателем и ею можно снимать и с руки, и со штатива. Объектив анастигмат Цейсса серия 11-а с наибольшей диафрагмой f/8 (диафрагма Ирис). Объектив этот достаточно широкоуголен: наибольший угол изображения около 75° и весьма светосилен, он дает моментальные снимки с большой скоростью затвора при освещении даже весьма посредственном. Правда, что на Байкале, ввиду его значительного возвышения над уровнем моря (более 1500 фут) при необыкновенно чистом воздухе, актиничность лучей солнца даже зимой выше, чем, напр., летом в Петербурге, по замечанию Директора Иркутской магнито-метеорологической обсерватории Вознесенского.

Почти все мои снимки сняты были с руки на пароходе и, следовательно, моментально и проявлялись на месте, чтобы по получающимся результатам можно было судить о правильности или недостатках съемки и совершенствоваться в этой работе. Всех снимков сделано мной 125 штук, из которых около 40% приходилось снимать при крайне неблагоприятных обстоятельствах: во время тумана или наступающего, или подымающегося, а так как пароход ждать прояснения не мог, а виды представляли интерес, то я снимал на всякий случай; пользоваться почти всеми снимками для практической цели вполне возможно, но снятые в туманную погоду, имеют туманный вид.

К этим работам, исполненным на озере, остается прибавить еще одну, представляющую ближайший результат первых, это составление первой меркаторской карты Байкальского озера. Карта эта, составленная под моим наблюдением Лейтенантом Бухтеевым и Капитаном Ивановым, состоит из 2 листов1), масштаб имеет 10 верст в дюйме по средней параллели и основана на астрономических пунктах: одном из определенных астрономом Шварцем в 1849-1853 годах, 7 - Полковником Поляновским в 1880-1894 годах, а также и на 8 пунктах, определенных мною в 1896 г., кроме них приняты были в расчет еще 3 моих определения пунктов по одной долготе и 2 по одной широте.

1) Здесь приложена эта карта на одном листе и уменьшенная в три раза.

Нужно заметить, что из 10 определений Шварца мы не могли воспользоваться 6 по невозможности отыскать его пункты на месте. Кроме того, долготы Шварца в двух общих с моими пунктах отличались от моих на 7'23" и на 9'45", а в одном пункте отличались от определенных Полковником Поляновским на 9'15". Во всех 3 случаях долготы Шварца большие, поэтому на среднюю разность 8'23" нами исправлена долгота пункта Шварца для карты. Подробности для составленной карты взяты с рекогносцировочной карты Ахтэ 1850 года и с геологической карты Черского 1880 г. Если сравнить составленную карту, напр., с картой Черского, то окажется, что разницы доходят иногда до 2 дюймов или 20 верст и что, хотя за подробности контура нельзя ручаться, может быть до 10 если не более верст, но для общих соображений и как приблизительное руководство для плавания карта эта может служить скорее, чем все до сих пор бывшие, но пользование ею требует крайней осторожности и никогда не следует забывать, что карта эта есть только временная.


Источник: Сообщение, сделанное в соединенном заседании отделений Географии математической и Географии физической Императорского Русского Географического Общества действительным членом Общества подполковником Ф.К. Дриженко. Санкт-Петербург, 1897 г.

 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2018.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.