Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » История » Переправа через Байкал
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

П. Белецкий, 1904 г.

Переправа через Байкал

Под этим заглавием «Новости» напечатали статью г. П. Белецкаго, которую мы приводим здесь полностью.

В виду переправы через Байкал наших войск и прокладки по льду его рельсоваго пути, это «море» - как титулуют его сибиряки, - привлекает к себе всеобщее внимание и вызывает удивление.

Удивление это, вызвавшее некоторое безпокойство общества, мотивировалось капризами и многими особенностями Байкала, сильно затрудняющими превращение его ледяной поверхности в надежное и устойчивое ложе для железно-дорожнаго полотна.

С этими предостережениями местных людей не считаться, конечно, нельзя и нельзя вполне полагаться на «осмотрительность» и даже подобающую делу «осторожность» устроителей переправы, как это успокоительно заявляет столичная печать. Примером может служить хотя-бы постройка многомиллионных ледоколов, оказавшихся, как известно, не пригодными для своей цели, а ведь, инициаторы этого рода переправы даже не очертя голову действовали, а только упустили кое-что из виду, благодаря тому, что сами до этого не жили на берегах сибирскаго «моря». Думали, что ледоколы начнут работать с начала замерзания озера, пока лед еще не достиг не преоборимой толщины, потом уже легко будут двигаться по раз проделанному каналу. Но вышло не так. Во-первых, и на «пробе» обломали перья винта, а во-вторых и с «каналом» вышел казус. Бурлящая подо льдом в страшных глубинах своих вода Байкала, соединяющагося, по предположениям некоторых ученых, подземных проходом с Северным Ледовитым океаном, соединяла края прорезаннаго канала, делая в то-же время, совершенно ненужныя трещины в других местах, а так как толща льда постепенно увеличивалась, то ледоколам и пришлось ограничиться скромною ролью береговых маяков, освещая по ночам своим электричеством путь троечникам, иногда тонущим в полыньях, как это случалось с пишущим эти строки...

Всех капризов и особенностей «Святого моря» не могут предвидеть даже аборигены, родившиеся и выросшие на берегах его, доказательством чего служат легендарные разсказы о потопленных в пучинах его во время переправы по льду богатствах и огромном количестве поглощенных им человеческих жертв.

И, действительно, надо было проявить Байкалу не мало необычайностей, чтобы внушить туземцам тот священный ужас, который они питают к водам его, получить свое название Байкал, т.е. Святое море, понимая здесь, конечно, святость страшных языческих божеств. По поверию бурят, даже пришествие кончины мира связано с этим, Байкалом - и наступит оно тогда, когда выдающаяся посреди Ангары при выходе ея из озера, вершина порога будет подмыта и рухнет под напором вод страшнаго моря. Сдерживаемый теперь этим «божественным камнем» Байкал хлынет тогда без удержу и «затопит всю землю»...

Пессимистические созерцатели «ледяной железной дороги» указывают только на обилие неожиданно являющихся во льду трещин, место которых иногда бывает скрыто широко разлившейся кругом водой; но, и кроме этих «торозов» мне приходилось слышать от старожилов о бурях, разламывающих весь лед. «Осторожность» может удержать от пропуска поездов в «такое время», но целости самой дороги она, конечно, не спасет...

Впрочем, ужасов этих, разумеется, может и не быть, но на возможность их указать не мешает (раз они случаются), хотя-бы для усиления «осторожности» и «осмотрительности»...

Не мешает также подчеркнуть, что строго определеннаго срока для разрыхления байкальскаго льда не существует. Указывают в печати на май, но это не верно, т.е. не всегда верно. Мне пришлось однажды уже в начале апреля переправиться из Мысовой в Лиственичную «на ура», так как оффициальное сообщение было уже закрыто. Кстати заметить, что и в этот период разрыхления льда ледоколы все еще не могли действовать.

До некоторой степени надежною переправу по льду можно считать только до апреля, а с этого времени, по крайней мере, недели на три Забайкалье разобщается, если не считать крайне затруднительнаго и долгаго сообщения по кругобайкальскому тракту, идущему среди гор, в пустынной местности.

Сокращает зимний путь чрез Байкал сравнительно раннее таяние льда у берегов и в особенности благодаря тому, что устраиваемыя там стоянки для лошадей в изобилии оставляют материал, легко поглощающий тепловые лучи солнца и поэтому быстро разрыхляющий лед. В то время, когда середина Байкала еще крепка и, при посредстве досок, возимых с собою и перекидываемых через небольшия трещины, надежна для езды, засоренныя побережья изобилуют уже полыньями. Теперь в виду необходимости как можно долее сохранить кратчайшей путь на Дальний Восток, необходимо принять во внимание и это простое обстоятельство.

На кругобайкальскую железную дорогу для перевозки войск теперь уже нечего разчитывать, покрайней мере, в этот конец, и приходится пожалеть, что несчастная мысль о ледоколах настолько лет затормозила постройку этой линии. Она дала повод заняться «надосуге» выборкой наиболее удобных проектов, копаться в целом ворохе их, чтобы в конце-концов, остановиться на ранее забракованном.

Теперь остается только надеяться, что страшное и капризное «Святое море» не захочет мешать нам в великом деле и пощадит от своих обычных казней. Все бывает, а когда выбора нет, то приходится брать то, что есть, хотя, разумеется и не без опаски...

Источник: «Байкал», еженедельная газета. 14 марта 1904 г., N 20.

 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2018.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.