Lake Baikal

Гидрографические работы Байкальской экспедиции в 1901 году

(из отчета начальника экспедиции)

Задачи экспедиции в 1901 году состояли: I) в окончании общаго изследования озера на прежних основаниях, и II) в установке на нем маячных огней. Район изследования этого года составляла северная часть озера от линии, соединяющей мыс Елохина (на западном берегу) и мыс Черный (на восточном), до северной границы озера между устьями р.р. Кичеры и Верхней Ангары.

I

Работы экспедиции, по причине поздняго вскрытия северной части Байкала, в этом году могли начаться только 3 июня, на 11 дней позже прошлаго года. Причем, в это время еще на всем пространстве этой части озера были видны огромныя плавающия ледяныя поля, усеянныя стадами нерпы.

Система работ в этом году оставалась та же, с той только разницей, что, благодаря несколько меньшей ширине Байкала в этой части и довольно ясным дням в течение лета, все пространство работ этого года было покрыто сетью триангуляции, и в астрономических пунктах прямой надобности не были. Работы, начатыя 3 июня, были окончены 27–го сентября, когда были сняты все три партии пароходом «Яков», очень облегчившим задачу по перевозке экспедиции вдоль всего Байкала в осеннее ненастное и бурное время.

Программа работ этого года была выполнена по всем ея объеме, а кроме того явилась возможность обследовать 18 верст по течению р. Кичеры и 29 верст по реке Верхней Ангаре. Эти добавочныя работы могли быть произведены при содействии мелкосидящаго парового судна, каким являлся паровой катер «Маргарита», безвозмездно предоставленный экспедиции наследниками Немчинова, а также временами содействовал этим работам и небольшой винтовой пароход «Забияка» рыбопромышленника Сверлова.

Работы этого года дают следующие наиболее важные для мореплавания выводы. Берег от мыса Елохина до мыса Курла, протяжением 158 верст, настолько приглуб, что везде в 1 версте от него глубина превышает 30 саж., за исключением следующих более отмелых мест: 1) У Большой Косы, где футовыя глубины встречаются в разстоянии около 1 версты от берега, 2) между мысом Красный Яр и мысом Тонким, где футовыя глубины доходят до линии, соединяющей мыс Тонкий с островом Богучан, т.е. более 1 версты от берега, и 3) У губы Сеногда и у мыса Тыя, где 30–ти саженныя глубины находятся в 2–3 верстах от берега.

Берег от мыса Курла до устья р. Кичеры сохраняет общий характер западнаго берега Байкала. У р. Кичеры имеется якорная стоянка с хорошим грунтом. В реку могут входить суда с осадкой 6 фут, но при ничтожной расчистке бара1) могли бы входить суда с осадкою до 81/2 фут.

Весь северный берег Байкала песчаный, отмел и занят рыбными ловлями. У входа в р. В. Ангару, или т.н. Дагарское устье, также имеется удобное место для стоянки судов, но западнее меридиана устья; восточнее же его малыя 5–6 футовыя глубины быстро переходят в 50–ти саженныя, почти не оставляя места для стоянки. Вход в реку преграждается песчаным баром с глубинами 6–7 фут на протяжении 40–50 сажен, причем вход для судов с осадкою в 6 фут и менее расположен почти по параллели и требует створнаго обозначения2).

Восточный берег Байкала от Дагарскаго устья до мыса Чернаго, оставаясь в общем менее приглубым, чем западный, на протяжении от мыса Немнянка до мыса Бирея, имеет неровный каменистый характер причем попадаются отдельные подводные камни в разстоянии от берега до 1 версты, а в 2 верстах к западу от севернаго входного мыса в бухту Аяя найдена каменистая 12–ти футовая банка, названная «Банкой экспедиции», окруженная глубинами от 30 до 50 сажен.

1) На протяжении 30–40 саж.

2) Которое уже осуществлено в конце лета постановкою 2 отводных огней.

Изследование нижней части реки В. Ангары выяснило как характер реки, годной для плавания судов с 4 футовой осадкой, так и условия будущих работ по ея изследованию, что даст возможность с достаточным вероятием разсчитать время и средства, необходимыя для изследования реки В. Ангары по всему течению ея судоходной части до впадения в нее реки Чуро.

Работы парохода «Иннокентий» были чрезвычайно стеснены значительным разстоянием как между партиями, так и в особенности большим удалением (до 350 верст) от села Горячинскаго,— самаго севернаго пункта, где можно было приобретать мясо и печь хлеб, и еще большим (до 570 верст) от с. Лиственичнаго, где добывались все материалы и запасы для экспедиции. В течение лета пароход сделал 18000 верст плавания,— на 1000 в. более прошлаго года, несмотря на частые, особенно в июле, туманы и неоднократные штормы.

Пароход, по возможности без ущерба своим работам, оказывал содействие зоологической экспедиции профессора Коротнева, перевозя ее попутными рейсами из партии в партию, равно как директору иркутской магнито–метеорологической обсерватории доставкой инструментов, корреспонденции и перевозкой служебнаго персонала метеорологических станций на Байкале.

Общие итоги изследования Байкала в 1901 году выразились следующими цифрами: береговою съемкою снято 594 лин. версты; промером пройдено 1442 лин. версты при 49165 глубинах.

По выполнении в этом году задачи общаго изследования Байкала, экспедиции предстоит в 1902 г. произвести, согласно журналу заседания комитета Сибирской железной дороги, Высочайше утвержденному 7 марта 1901 г., некоторыя дополнительныя работы, а кроме того, изследование реки Верхней Ангары и изследование местности от В. Ангары до резиденции Бодайбо на р. Витим, дабы дать необходимыя данныя для детальнаго изыскания и проведения колесной дороги между этими пунктами.

II

Для окончания работ по маячному освещению Байкала в 1901 году предстояло: I) произвести ремонт некоторых маячных зданий. II) Переосветить маяк Ушканий, установив на нем аппарат 6–го разряда с прибором Линберга для мигания вместо простой лампы. III) Построить и зажечь новые маячные огни: а) на мысе Котельниковском; б) в устье реки Кичеры (Душкачанское устье), и IV) построить новые дома: а) в бухте Песчаной для маяка Большая Колокольня; б) для маяка Котельниковскаго и в) для маяка Душкачанскаго.

В бухте Песчаной предстояло построить дом вместо сгоревшаго 28 ноября 1900 г. Причина пожара не могла быть установлена с достаточной вероятностью. Но случай этот заставил обратить особенное внимание на выполнение смотрителями противопожарных мер на всех маяках.

Замечательно поведение смотрительницы маяка в этой бухте (маяк называется по имени скалы, на которой поставлен,— «Большая колокольня»), Малиновской и ея мужа во время пожара. Они вместе с единственным их соседом, бурятом Боторой, принимали все возможныя меры к прекращению пожара, но когда убедились, что справиться с огнем не в их силах, то все заботы направили на спасение метеорологических приборов, которые все и были вынесены, и на маячныя принадлежности, из которых все, что возможно, также было спасено; их же собственное имущество все погибло в огне, и сами они погибли бы голодной смертью, если бы бурят не имел мужества, задыхаясь от дыма, взобраться в объятый уже пламенем верхний этаж и выбросить оттуда несколько мешков муки.

В тот же вечер, когда дом маячный представлял собою сплошной пылающий костер, все очередныя метеорологическия наблюдения все–таки были произведены в свое время... И в первом же письменном донесении наблюдательница Малиновская извинялась перед директором обсерватории, что она во время пожара утратила две барограммы...

Целый месяц после катастрофы Малиновские, едва одетые, лишенные многих предметов первой необходимости, должны были провести в юрте бурята Боторой, грязном, с одуряющим запахом помещении в 4 квадратныя сажени площадью, при 2 аршинах высотою,— где помещались, кроме Малиновских, сам Боторой, его жена и четверо детей.

Только к Новому году директору обсерватории г. Вознесенскому, лично посетившему место пожара, удалось устроить для Малиновских временный домик из двойных досчатых стен, промежутки между которыми были засыпаны песком, а потолок и пол покрыты войлоком. Малиновским было предложено переехать до постройки для них дома в село Лиственичное, но они не хотели вводить обсерваторию в расход на их излишний переезд и на наем охраны для маяка, а в особенности не желали прекращать действия метеорологической станции, а потому просили оставить их на месте.

В виду таких обстоятельств, к постройке дома приступлено было еще зимою, и 21–го февраля был командирован в бухту Песчаную один из офицеров экспедиции с 10–ю матросами–плотниками, и к прибытию экспедиции в с. Лиственичное, 19 мая, дом был готов. Надо было много энергии со стороны офицера и команды, чтобы столь успешно справиться с этой трудной задачей, при условии жизни команды в парусинной палатке, а офицера — в шалаше, сколоченном из досок, обитом войлоком, при морозах, доходивших до 20°R и часто сопровождавшихся сильным горным (NW) ветром, доводившим температуру в помещениях до 0° и ниже...

С 27 мая было приступлено к окончанию постройки Горячинскаго маяка, который к 10 июня и был совершенно окончен. Зажечь его было возможно только 1 июля, так как для приведения этого маяка к надлежащему углу освещения пришлось установить особые щиты. Одновременно с работами на Горячинском маяке произведены были ремонтныя работы в домах при маяках: Харауз, Туркинском и Ушканьем3). К постройке новаго маяка Котельниковскаго было приступлено 4 июня; огонь был зажжен 23 июня, а дом при маяке окончательно готов 1 августа.

К постройке башни для маяка Душкачанскаго было приступлено 23 июня; 19–го же июля был зажжен маяк. Дом для это маяка был окончен к 27 сентября. Постройка Душкачанскаго маяка происходила на глазах главнейших байкальских рыбопромышленников и вызвала с их стороны сочувствие, выразившееся в целом ряде серьезных услуг. Прежде всего они дали ценныя практическия указания для выбора места маяка, сообразно им одним хорошо знакомым местным условиям судоходства и рыбной промышленности. Затем они безвозмездно снабдили большой лодкой, парой лошадей и проводником для вырубки леса для маяка, затем безвозмездно предоставили для постройки дома и маяка весь необходимый лес, поступившись личными своими строительными нуждами.

3) А на последнем, кроме того, установлен аппарат для мигания.

Первые опыты плавания рыбопромышленников после зажжения здесь маяка, вполне подтвердили их ожидания: яркий, на 20 верст видимый путеводный огонь, сделал их трудные ночные рейсы по озеру не менее обезпеченными, чем днем,— и они обратились даже с просьбой построить такой же маяк в Дагарском устье, где напряжение их деятельности не меньшее, чем в Душкачанском устье, и где, при трудности входа и при значительных отмелях,— лодки и мелкия паровыя суда часто терпели аварии ночью, рискуя ценными грузами, а иногда и жизнью людей. Для постройки Дагарскаго маяка весь необходимый лес они предложили доставить сами и на себя же приняли безплатно заведывание маяком до лета 1902 года.

22–го августа было приступлено к постройке маяка на острове, расположенном против леваго берега реки, а 11–го сентября на Дагарском маяке был зажжен огонь. Освещается пока этот маяк простой 30–ти линейной лампой, но она будет заменена в 1902 году мигающим огнем Ломберга с Френелевским аппаратом, как и на всех других маяках, так как иначе издали этот маяк может быть смешан с огнями на промышленных судах или на тонях.

Кроме постройки Дагарскаго маяка явилась существенная необходимость и в других постройках при маяках. Случай пожара в Песчаной бухте и годовой опыт службы маяка на Ушканьем острове заставили особенно позаботиться о смотрителе маяка Ушканьяго. С уходом парохода «Иннокентий» 2 октября 1900 года, смотритель этого маяка был отрезан от остального мира до половины марта, да и то его посетили проезжие по льду Байкала, которым поручено было доставить некоторыя вещи смотрителю.

Жизнь этой маленькой семьи, затерянной среди Байкала в обществе только диких зверей, на глазах у них разорвавших их двух собак, была настолько тягостна, что когда в мае пришел туда снова «Иннокентий», то смотритель не мог удержать слез, разговаривая с живыми людьми. Случись пожар на Ушканьем маяке,— и семья смотрителя была бы обречена на гибель, вследствие невозможности укрыться от зимней стужи или уйти с острова, так как до ближайшаго берега — 15 верст, а до ближайшаго жилого места — 30 верст.

Вследствие этих соображений, смотритель снабжен более серьезной лодкой местнаго типа, куплен ему конь; наконец выстроена баня, размерами пять на шесть аршин, которая кроме своего прямого назначения может служить еще и запасной избой, к чему она и приспособлена. Подобныя же постройки были сделаны при Туркинском маяке, на Кобыльей Голове, на мысе Котельниковском.

7 марта 1901 года состоялось Высочайшее повеление о передаче находящихся на Байкале маяков в заведывание директору иркутской магнито–метеорологической Обсерватории г. Вознесенскому. Таким образом деятельность экспедиции по выполнению Высочайшей воли: «обратить особое внимание на скорейшую постановку маяков по берегам Байкала», можно считать законченной, исключая ремонт новых домов в 1902 году и постройки дома для Дагарскаго маяка.

Автор: Я. Иванов

Источник: Восточное обозрение № 30, 6 февраля 1902 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.