Lake Baikal

Паровой паром для перевозки поездов через озеро Байкал

Во французской морской газете «Le Yacht» сообщены интересныя подробности об оконченном постройкой трех–винтовом паровом пароме–судне, для перевозки железнодорожных поездов через озеро Байкал.

Паром заказан в Англии фирме Армстронга, в Ньюкестле. Постройка произведена под наблюдением и контролем техников известнаго бюро «Veritas». Так как Байкальское озеро замерзает почти в течение шести месяцев*) в году, то одною из задач при постройке этого судна было придать ему такую конструкцию, чтобы оно могло ломать самый толстый лед. С этою целью обшивка корпуса судна со стороны форштевня и ахтерштевня сделаны из особенно солидной кованой стали, а корпус вообще отличается большою прочностью. Шпангоуты (ребра) внутри судна размещены весьма часто и имеют в поперечном сечении форму французской буквы U. Вдоль ватерлиний судна сделано укрепление корпуса широким поясом из стальных листов толщиною до 25 мм, при ширине 2 м. 75 мм. Вообще приняты все меры, чтобы корпус судна мог сопротивляться сильнейшему давлению льда. В некоторых деталях постройки употреблены те же приемы, которыми руководствовался доктор Нансен при обстройке своего знаменитаго «Фрама», благополучно перезимовавшего среди полярных льдов. Стальная обшивка корпуса судна сделана из лучшей Сименс–Мартеновской стали, предварительно испробованной бюро «Veritas».

*)Только четырех.

Главнейшие размеры парома следующие: длина 44 саж., ширина 8.50 саж., осадка в воде (порожнем) около 22/3 саж. (20 фут.). Трюм судна разделен многочисленными непроницаемыми для воды переборками, гарантирующими плавучесть судна даже и в том случае, если бы корпус получил несколько пробоин. Дно парома сделано двойным, наподобие того, как это принято при постройке больших тяжелых военных судов.

Вагоны будут подаваться на паром задним ходом, через особый мостик, укрепленный на шарнирах.

Внешний вид парома–судна весьма грандиозный. Верхняя обстройка его напоминает двухэтажные волжские пароходы американскаго типа. Над верхним мостиком доминируют две большия дымовыя трубы. Вагоны будут вкатываться на нижнюю палубу, над которой в виде потолка находится вторая палуба, на которой размещены многочисленные, комфортабельно отделанные салоны и каюты для пассажиров, желающих выйти из вагонов во время переезда через озеро.

Паром будет приводиться в движение тремя винтами, из коих два помещены в кормовой части судна, а один в носовой. Главное назначение этого последняго передняго винта — приводить в движение воду впереди судна для облегчения обламывания и разбрасывания льда и очищения пути впереди судна. Задние винты помещены глубоко в воде с таким разсчетом, чтобы к ним не имели доступа куски льда, которые могли бы помешать правильному движению судна.

Заказ парома фирме Армстронга был сделан управлением сибирской железной дороги всего лишь в начале этого года, и уже к июлю месяцу все главныя части корпуса были изготовлены, пригнаны и собраны на месте, затем помечены и вновь разобраны, так как паром будет отправлен частями и окончательно собран на месте. Эта быстрота постройки судна совсем новаго типа представляется, по отзыву газеты «Yacht», тем более замечательной, что эта не простая постройка парохода средней величины, а огромнаго блиндированнаго судна в 2400 тонн водоизмещения. При этом большое затруднение представила еще разборка и доставка отдельных частей к месту назначения. Все разобранныя части парома и машины отправлены на пароходе в С.–Петербург, а оттуда по железной дороге будут доставлены в Сибирь. К лету будущаго года паром должен быть собран на месте, для чего фирма командирует специальнаго инженера, который прежде всего имеет построить плавучий док, на котором и будет производиться сборка всех доставленных частей этого гигантского парома.

Источник: «Восточное обозрение» № 153, 28 декабря 1896 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.