Lake Baikal
П. Е. Кулаков, 1898 г.

Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств (бывшаго Ольхонскаго ведомства) Верхоленскаго округа Иркутской губернии

Величина усусов. Вероисповедание. Православные

 

Улусы по числу хозяйств, имеющихся в них, бывают весьма различны. Так, Харгоевский и Танхинский улусы имеют всего лишь по 2 хозяйства, Покойницкий и Тоготский по 3. В Кутульском ведомстве 21 населенный пункт — с числом хозяйств меньше 10, в Еланцинском таких пунктов — 11. Самые населенные улусы — Улан–Бургаский и Б. Онгурский: первый заключает в себе 62 хозяйства, второй — 70.

Среднее количество хозяйств, приходящихся на 1 улус — 14.3, в то время как для ведомств Балаганскаго округа оно равно 28, а для Иркутскаго — 32. Такая малая величина улусов как и малая густота населения, зависит от сравнительно небольших средств существования, которыя дает здесь населению каждая единица земли. Поэтому же мы видим, что наиболее населенными являются приречные улусы, т. е. те, где возможно искусственное орошение и где повышается им производительность земли. В виду этого же, величина улусов Кутульскаго ведомства, хуже орошеннаго, гораздо меньше, чем Еланцинскаго (11.8 и 17.4 хозяйств на 1 улус).

Преобладающей религией населения 2 изучаемых ведомств является язычество, шаманизм. Оседлые инородцы все — православнаго вероисповедания. Из кочевых же, православных зарегистрировано переписью 265 мужчин и 226 женщин, т. е. 491 д. об. п. или 11.7% всего населения (кочевых бурят). Особенно мало православных в Кутульском ведомстве. Там из 2518 кочевых бурят зарегистрировано только 37 человек православных, т. е. всего лишь 1.4%. Такое малое количество православных бурят в Еланцинском и в особенности в Кутульском ведомстве бросается в глаза тем более резко, что по всей Иркутской губернии почти треть бурят уже обращена в православие. Если считать и оседлых инородцев, то тогда в 2 ведомствах всего православных окажется 13.6%. Не всегда все члены хозяйства держатся православнаго вероисповедания: часто под одним кровом живут и шаманисты, и православные. Бывает, что у православных часть детей крещена, часть нет; с другой стороны у шаманистов попадаются крещеные дети. Встречаются резкие примеры языческаго рецидивизма: отец и мать православные, все же дети (четверо) некрещеные, хотя им больше 20 лет (Быркинский ул.).

Православных, в действительном смысле этого слова, среди кочевых бурят Ольхонскаго ведомства нет. Все номинально православные придерживаются шаманских обрядов, все участвуют в тайлганах (общественныя празднества), в кровных и безкровных жертвоприношениях, все в различных случаях жизни придерживаются шаманских обрядностей. Мало того, православные из недавно бывших шаманистов поступают в важнейших случаях против своей новой религии, которой они нисколько не понимают. Достаточно сказать, что ни один православный бурят в 2 ведомствах не отстал от шаманских обрядностей, что переход многих в новую веру фактически выражается только обрядом крещения и погребения и что между православными бурятами есть двоеженцы. Подворная перепись зарегистрировала 4 таких случая и те лица, которыя давали показания изследователям, не видели ничего особеннаго в том, что тот или другой из бурят женился на двух женах, на одной по шаманскому обряду, на другой по православному или, правильнее, вместе и по православному и по шаманскому, так как у Ольхонских бурят без шаманских формальностей не совершается ни один обряд, даже из тех, которые входят в обряды православной веры.

Источник: Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества по отделению статистики, Т. VIII, выпуск I, стр. 1-43.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.