Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » История » Легенда о Шаманской пещере
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

А. Станиловский, 1903 г.

Легенда о Шаманской пещере на острове Ольхон

Среди священных мест, почитаемых иркутскими бурятами, одним из самых известных является Шаманская пещера (или Пещерный мыс) на северо-западном берегу байкальскаго острова Ольхона. К ней приурочивается какой-то особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, и существуют интересныя предания, несколько объясняющия это исключительное к ней отношение. Самым распространенным, по крайней мере, в литературе является предание, записанное Черским. Оно связывает почитание пещеры с мифом о чудесном переселения монголов, когда-то населявших Ольхон, на другой берег Байкала и считает ее местом жительства небожителя Угутэ-ноёна.

В бытность мою летом 1902 г. на Ольхоне, я воспользовался случаем побывать в знаменитой священной пещере и собрать о ней сведения. Настоящею беглой заметкой я хочу дополнить несколько то, что уже известно о ней в литературе, некоторыми новыми данными, хотя и попутно собранными, но представляющими, на мой взгляд, некоторый интерес.

Пещерный мыс находится приблизительно около средины северо-западнаго берега остр. Ольхона, выходящаго на Малое море. Ближайшее к нему селение - улус Кужирский. Бурята называют мыс Ойхон-эхэ-бабай и боятся близко подходить к нему. При этом мужчины, как мне сообщили, еще могут приближаться на расстояние до 50 саж. от святыни, женщины же обходят это место за целых 2 версты. Ежегодно зимою сюда, как говорят, приезжают хоринские ламы и служат в пещере свои хуралы. Приезжают к мысу для поклонения и «заморские» (забайкальские) бурята, но в самую пещеру входить не решаются.

Самый мыс, далеко выдающийся в Малое море, представляет собою высокую скалу из белаго кристаллическаго известняка в виде двух шатровых колоколен, близко друг к другу прижатых. В скале есть расщелина, которая и чтится, как священная пещера. В ней я нашел несколько предметов ламских богослужений: буддийския иконы на полотне, подвешенныя к потолку, медныя чашечки (цугуцэ), курительныя свечи (кужи) и т.п. Кроме этого, кругом пещеры на камнях и в самой пещере лежали медныя монеты, табак, бутылка, кусок кумачу и прочие предметы, которые обыкновенно кладутся бурятами на перевалах гор и др. священных местах. Из той же пещеры несколько лет тому назад через А.В. Вознесенского были доставлены в музей деревянныя фигурки, изображающия различное оружие: саблю, ружье, копье и т.п., т.е. фигурки, которыя обыкновенно, в качестве приношения, кладутся забайкальскими бурятами на их обонах. Найденное в пещере таким образом является несомненным доказательством религиозного почтения к этому месту не только Ольхонских бурят, но и забайкальцев, живущих далеко по ту сторону Байкала.

На мои расспросы, почему так чтится Шаманская пещера, мне удалось услышать в Кужирском улусе новую легенду, до сих пор еще не попавшую в литературу. Тем не менее легенда эта, очевидно, очень распространена на Ольхоне. Ее разсказывали мне бурята, целою группою собравшиеся ко мне в юрту, в присутствии шамана и стариков. Разсказ велся сообща, причем те или другия подробности его тут же дебатировались или исправлялись более сведущими и сообщались мне уже в готовом виде. Таким образом, содержание легенды не может быть каким-нибудь индивидуальным измышлением или плодом недоразумения, как это иногда бывает.

«В давния времена, сообщает легенда, жил в пещере и владел островом Ольхоном Гэгэн-бурхан. Он был повелителем монголов, которые тогда населяли остров. Остров понравился, между тем, Хан-гутэ Бабаю, потомку небесных тэнгэринов, теперешнему хозяину Ольхона1), и он вступил в борьбу с Гэгэном. Долго тянулась борьба, и, наконец, согласились решить дело жребием. Взяли чашки, наполнили их землею и условились: у кого за ночь земля сделается красною, тому и оставаться владеть Ольхоном, другому же кочевать на новое место. Легли спать: чашки были поставлены у того и другого между ног. Хан-гута Бабай проснулся раньше и увидал, что земля окрасилась в чашке у Гэгэна. Не долго думая, он переменяет чашки и ждет пробуждения своего соперника. Гэгэн, хотя и догадывался об обмане, все же таким образом принужден был кочевать на новое место.

1) См. «Матер. для изуч. шаманства» Агапитова и Хангалова, стр. 15, в Изв. В.-Сиб. Отд. т. XIV, N 1-2.

Он отдал распоряжение своим монголам навьючивать на верблюдов имущество и разбирать юрты. (В то время водились на Ольхоне верблюды, и юрты у монголов были войлочныя). Затем Гэгэн приказал всем лечь спать. За ночь монголы чудесным образом с верблюдами и всем имуществом, были перенесены за Байкал. На утро они проснулись уже на том берегу моря.

Не все, впрочем, из монголов пожелали перебираться за Байкал. Некоторые на них, двое-трое, не исполнили повеления Гэгэна, спрятавшись между камнями. Они остались жить на Ольхоне и от них-то и произошли и ольхонские бурята. Таким образом бурята ольхонские происходят от Гэгэна».

Итак, Шаманская пещера потому и ужасна так, что в ней живет пришлый страшный дух Хан-гута Бабай, теперешний властелин острова.

Легенда интересна, как мне кажется, тем, что она касается вопроса о происхождении Ольхонских бурят и об их соотношениях к монголам. Известно, как мало разработан этот вопрос, как и вопрос о происхождении северных бурят вообще. История их разселения по теперешней Иркутской губернии до появления русских, борьбы и взаимоотношений их к остальным народам, когда-то жившим вокруг Байкала, якутам, тунгусам, монголам, - до сих пор опирается на самыя скудныя данныя и крайне отрывочна.

У северных бурят нет и не было письменности, китайские же и монгольские источники лишь вскользь упоминают о них. Необходимо по этому, за отсутствием других материалов, собрать хотя бы побольше народных преданий бурят, касающихся их прошлаго, чтобы, сопоставив их и подвергнув известной критике, все же составить себе то или иное приблизительное представление об их прошлом. Данныя эти к тому же могут быть проверены и дополнены археологическими изысканиями, для которых, напр., Ольхон представляет богатое и еще вовсе почти незатронутое поле.

С этой точки зрения, мне кажется, и может представлять некоторый интерес записанная мною ольхонская легенда.

Между прочим, почтение, которым пользуется Шаманская пещера среди Хоринских ламаитов, мне кажется, можно поставить в параллель с известным в литературе преданием о первоначальном происхождении хоринцев с остр. Ольхона (легенда о Хоридое). Очевидно, почтение это проявляется у них с очень древних, еще до-буддийских, времен.

Иркутск, 10 ноября 1903 г.

Источник: Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. т. XXXIV, N 2, стр. 128-130, 1903 г.

 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2018.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.