Lake Baikal
Екатерина Арбузова, Елена Давыдова

Круговая порука

Росприроднадзор помирился с БЦБК после запуска замкнутого водооборота

На этой неделе затянувшийся конфликт между ОАО «Байкальский целлюлозно–бумажный комбинат» (БЦБК) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) подошёл к своему логическому завершению. Формальным поводом для примирения стал официальный запуск замкнутого цикла водооборота на комбинате, работу которого, впрочем, так и не продемонстрировали ни приглашённым журналистам, ни заинтересованной общественности. Вслед за этим на судебном заседании представитель РПН заявил о сокращении своих исковых претензий к БЦБК в 10 раз — с 4,044 млрд. до 419 млн. рублей — и тут же согласился заключить мировое соглашение с комбинатом. На предприятии рассчитывают, что к подписанию мирового соглашения требования РПН успеют ещё снизиться, а второй иск о приостановке БЦБК и вовсе будет отозван.

Не церемонились

План пребывания журналистов на Байкальском целлюлозно–бумажном комбинате при запуске замкнутого водооборота 29 сентября был окутан тайной. Никто не знал, чего ждать. Через некоторое время после приезда и горячего завтрака всех повезли на городской стадион. Здесь в ожидании томились заместитель губернатора Иркутской области, отвечающий за решение вопросов в области охраны окружающей среды, недропользования, использования и охраны животного мира, Дмитрий Шейбе, вице–спикер Законодательного собрания Иркутской области и кандидат в депутаты объединённого парламента Геннадий Истомин, глава Байкальского городского поселения Валерий Пинтаев и другие випы.

Чиновники и журналисты ждали, когда на площадке приземлится вертолёт с министром природных ресурсов и экологии России Юрием Трутневым на борту. Машина появилась в воздухе над стадионом по расписанию — ровно в полдень. Сделав несколько кругов над площадкой, «вертушка» начала снижаться, заставляя всех отворачиваться от сильного ветра и взметая в воздух жёлтые листья. Министра усадили в припаркованный прямо на стадионе Nissan Pathfinder и увезли в неизвестном направлении. Как оказалось потом, он отправился осматривать комбинат. Однако взять он с собой смог только нескольких журналистов и операторов. В список избранных попало не более четырёх СМИ. «Причём решение принимала пресс–служба «Континенталь Менеджмент»,— пояснили представители администрации губернатора Иркутской области.

Примерно через час Юрий Трутнев и генеральный директор БЦБК Андрей Дрибный подошли к прессе, с которой общались восемь минут. «События, произошедшие в этом месяце на БЦБК, имеют значение для охраны природы не только в Иркутской области, но и в России, и в мире,— подчеркнул министр. — Бытовые стоки Байкальска и БЦБК очищаются по современным технологиям, которые на сегодняшний день являются наиболее эффективными. Это достаточно дорогостоящий проект. Что касается промышленных стоков, то они замкнуты в систему внутреннего водооборота и не сбрасываются в Байкал». Трутнев предпочёл уйти от прямого ответа на вопрос, будет ли приостановлена деятельность предприятия. Он сказал лишь, что «стратегию развития комбината должно продумать его руководство, а государство должно помогать в реализации этой стратегии». Попутно он отметил, что второй собственник БЦБК — Росимущество — «слабо контролирует деятельность комбината», хотя «должен вместе с руководителями комбината обсуждать свою дальнейшую судьбу». Говоря о дальнейшей судьбе двух исков, поданных Росприроднадзором, министр сказал, что они «сейчас анализируются». «Иски являлись не самоцелью, а мерой воздействия на комбинат. Его надо было привести в гармонию с природой»,— подчеркнул министр.

Генеральный директор БЦБК Андрей Дрибный сообщил журналистам, что акт ввода в эксплуатацию системы замкнутого водооборота на БЦБК сейчас находится на подтверждении в Ростехнадзоре. А вот с дурнопахнущими газами, которые выделяются при варке целлюлозы, жителям ближайших к комбинату населённых пунктов придётся смириться. «На сегодняшний день, к сожалению, не существует технологий, которые позволили бы полностью избавиться от газов,— посетовал Дрибный. — Впрочем, представители научных кругов говорят, что вред здоровью от них минимальный».

А был ли запуск

Между тем выяснилось, что в тот день никакой церемонии запуска замкнутого водооборота на комбинате на самом деле не проводилось. Как позже сообщила заместитель генерального директора по связям с общественностью «Континенталь Менеджмент» Оксана Горлова, на самом деле 29 сентября состоялся «просто рабочий визит Юрия Трутнева на комбинат». «Торжественного запуска системы не было и не будет, так как мы посчитали нецелесообразным его проводить»,— отметила она. По её словам, комбинат перестал сбрасывать стоки в Байкал ещё 5 сентября. Причины отказа от церемонии, которую долго анонсировали региональные власти и управляющая компания «Континенталь Менеджмент», на БЦБК не называют. «Как таковых, причин просто нет. Мы уже запустили систему. Это предприятие, зачем здесь праздник устраивать?» — добавил пресс–секретарь Байкальского ЦБК Алексей Нагаев.

Некоторые эксперты «Конкурента» сомневаются в том, что пуск замкнутой системы на БЦБК состоялся. Сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова вспомнила, что Андрей Дрибный после пуска системы обещал пригласить на комбинат представителей общественности. Обещание он своё не выполнил. Кроме того, на одном из последних заседаний суда комбинат не смог предъявить суду доказательства того, что система работает, отметила она. «Я сомневаюсь в том, что замкнутый цикл действительно был запущен»,— заявила она.

Игра на понижение

Вместе с производственным циклом закруглилось и судебное разбирательство в областном арбитраже. На заседании в среду представители Росприроднадзора (РПН) сообщили о снижении исковых претензий к БЦБК практически в 10 раз — с 4,044 млрд. до 419,7 млн. рублей. РПН пересчитал сумму ущерба по той же методике вычисления нанесённого вреда водным объектам, но уже по другим пунктам, отметили юристы. «Иски к БЦБК выполнили свою роль стимула для начала работы руководства комбината над реализацией программ по экологической безопасности, суммы теперь не имеют значения»,— процитировало агентство «Сибирские новости» руководителя управления Росприроднадзора по Иркутской области Александра Полякова, который ранее не щадил БЦБК и был куда более категоричен в высказываниях. Кроме того, он подчеркнул, что в настоящее время руководство комбината не отказывается от сотрудничества с Росприроднадзором, проверки будут продолжаться.

После резкого снижения требований представители комбината предложили РПН заключить мировое соглашение — истец согласился. Причём в компании рассчитывают, что размер требований Росприроднадзора удастся снизить ещё. «Не исключено, что РПН примет в расчёт выполненные БЦБК природоохранные меры и поставит более лояльные условия»,— предположила Горлова. Мэр Байкальска Валерий Пинтаев добавил, что даже 419 млн. рублей неподъёмны для комбината, так как БЦБК сейчас находится в тяжёлом финансовом положении. По его мнению, сумма претензий должна быть максимально сокращена. Мировое соглашение планируется подготовить к следующему заседанию, намеченному на 23 октября. Процедура его заключения пройдёт в суде, который проверит свободу воли сторон, отметил адвокат, член Общественной палаты Иркутской области Вячеслав Плахотнюк. При этом суд будет обязан учесть мнения третьих лиц. Однако эксперты полагают, что Валерий Пинтаев, привлечённый в дело со стороны БЦБК, выступит за заключение мирового соглашения.

Относительно второго иска о приостановке деятельности комбината стороны тоже договорятся, уверены наблюдатели. Ранее в пресс–службе Минприроды «Конкуренту» уже заявляли о том, что «решение отозвать претензии о приостановке комбината было бы логичным». Судебное заседание по этому иску состоится тоже 23 октября. Вероятно, тогда окончательно и завершится конфликт между Росприроднадзором и БЦБК, длившийся более полугода.

4 октября 2008 г.

Источник: Восточно–Сибирская правда

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.