Lake Baikal
Эльвира Николаева

«Хозяева» исчезают — свалки остаются

Остров легенд, сердце Байкала, трудная земля — Ольхону даны десятки имён, ибо каждому человеку он открывается по–разному. Несомненным остаётся одно: это удивительный и неповторимый мир, где всё существует по особым, не постижимым человеческим разумом законам. Мне пока не довелось встретить человека, который, раз побывав на Ольхоне, не стремился бы посетить его вновь. Какой–то уникальной силой обладает этот остров. Притягивая и завораживая, он словно зовёт обратно. Время, проведённое на Ольхоне, сливается в один прекрасный миг, наполненный морем впечатлений и приключений. Они начинаются с того самого момента, когда, взойдя на паром, покидаешь «большую землю» и плывёшь через пролив Ольхонские Ворота навстречу одному из самых чудесных мест на земле.

Удивительна природа Ольхона. Несмотря на сравнительно небольшую площадь, остров сочетает в себе самые разнообразные пейзажи, будь то бескрайние степи, непроходимые леса, живописные скалы или песчаные пляжи. Такой небольшой на карте, он кажется необъятным в реальности. Здесь прямо из песка растут вековые сосны, а сам песок при ближайшем рассмотрении оказывается смесью маленьких разноцветных камешков, среди которых можно встретить и мрамор, и гранит. Почти каждая скала на Ольхоне имеет свою историю: это и Дева, превращённая богами в камень за жадность, и Богатырь, охраняющий мыс Бурхан. И каждая скала действительно имеет своё «лицо», будто высеченное в камне.

За последние годы Ольхон очень изменился. На остров провели электричество, а вслед за ним пришёл сюда и туристический бизнес. Центральный посёлок Ольхона — Хужир стал напоминать небольшой туристический городок: повсюду турбазы, магазины, кафе. Всё пропитано двояким смыслом слова «цивилизация». С одной стороны, остров развивается, преображается, улучшаются условия жизни для местного населения. Но с другой... Вот тут–то и начинаются проблемы: дикий туризм накладывает своё клеймо на уникальную природу острова. Конечно, Ольхон сейчас куда чище многих иных излюбленных туристами мест на Байкале. Можно пройти несколько километров, не увидев на земле ни одного постороннего предмета. Благотворным оказался усилившийся со стороны местной власти контроль за туристами. Имеют значение и штрафы за загрязнение почвы и прибрежных вод, налагаемые на тех, кто не отдаёт себе отчёт в том, в каком месте ему выпало счастье отдыхать.

Вот о штрафах хочется сказать подробнее. Каждый человек, переправляющийся на Ольхон паромом, облагается налогом в размере 25 рублей за день проживания. Взамен получает прочные мешки для мусора и памятку, где прописаны все правила проживания на острове. На Ольхоне запрещено разводить костры в не предназначенных для этого местах, собирать дрова, закапывать мусор, подъезжать на автомобилях к воде. Конечно, уследить за всеми не удаётся — культура наших соотечественников намного ниже, чем у иностранных туристов, посещающих Байкал. Но всё же... Всё же усилия администрации Ольхонского района не пропадают втуне. Хотя, конечно, нерешённых проблем ещё много. И самая болезненная из них — нет у местной власти денег, чтобы вывозить мусор за пределы острова. За последние несколько лет на территории острова набрало обороты строительство новых гостиничных комплексов и туристических баз. На возведение этих объектов средств не жалеют. На вывоз мусора копейки жаль. Почему бы не обязать хозяев турбаз и гостиниц отчислять от своих немалых доходов некие суммы на общее доброе дело — спасение уникальной природы, той самой, благодаря которой они богатеют?

О том, какой трагедией оборачиваются бездействие, экологическая неграмотность местных властей, можно судить по антисанитарному состоянию всего посёлка Листвянка и его окрестностей. Этот посёлок, как недавно прозвучало в опубликованном письме одной из читательниц «Восточки»,— такая же визитная карточка Байкала, как и остров Ольхон. Свалка располагается прямо в лесу. Сюда свозится весь хлам, весь мусор со всего посёлка, ото всех его «горячительных» точек. Добавляют забот расположенные неподалёку от Листвянки «элитные» садоводства. Формально для въезда на свалку машин с отходами необходимы документы. Но чтобы «сделать» такие документы, требуется, в сущности, смехотворная сумма — от 50 рублей. И этих по сути копеек владельцам ресторанчиков, садоводам — всем, кто так или иначе извлекает личную выгоду от близости к Байкалу,— жаль. И если свалка неподалёку от Листвянки «не принимает» очередную машину бесплатно, всё, что в её кузове, сбрасывается где попало. Нынче весной кто–то поджёг свалку, и пожар продолжался до августа.

Сейчас на территории свалки начали рыть котлован для мусора — это представляется единственным выходом из ситуации. После заполнения этого котлована начнут рыть новый. И так до бесконечности? Не думая о последствиях для хрупкой здешней экосистемы, последовательно отравляемой безграмотными действиями. Не отдавая отчёта в том, что некоторые отходы, например стекло или пластмасса, остаются в почве столетиями.

Когда речь заходит о привлечении как можно большего числа туристов в наши края, находится множество «хозяев», готовых строить гостиницы и турбазы, торговать богатствами нашей природы и зарабатывать на этом большие деньги. Когда же возникает необходимость малую часть прибыли потратить, спасая природу, «хозяева» куда–то пропадают. А проблемы остаются. Нерешёнными и неразрешимыми.

13 ноября 2008 г.

Источник: Восточно–сибирская правда

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.