Lake Baikal

Обеспечить экологическую безопасность источников стратегических запасов питьевой воды Российской Федерации

Обращение Международного социально–экологического союза

13 февраля этого года на совещании в Государственной Думе Российской Федерации ее спикер Борис Грызлов заявил, что питьевая вода является стратегическим ресурсом и может стать третьим (после нефти и газа) по прибыльности источником доходов при ее экспорте в другие страны. Не углубляясь в анализ объемов доходов от экспорта данного природного ресурса и реальных запасов пригодной для питья воды на территории России, мы считаем необходимым отметить следующее:

  • Российская Федерация действительно располагает огромными ресурсами пресной воды, однако пригодные для питья водные ресурсы составляют лишь долю от этих запасов. Расчеты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывают на то, что экологически зависимая смертность составляет 20% от уровня общей смертности в России. Не последнюю роль в этом играет качество воды, потребляемой жителями нашей страны, которое расценивается ВОЗ как опасного уровня загрязнения.
  • Мы приветствуем и поддерживаем тот интерес, который появился у представителей федеральной и региональной власти, бизнес–структур в связи с рассмотрением пресных водных ресурсов в качестве стратегического источника пополнения бюджета России и доходного бизнеса. Однако рачительный хозяин сначала создает условия для длительного использования ресурса, а уж потом приступает к его эксплуатации.
  • Водные ресурсы относятся к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому при грамотном их использовании могут быть практически неистощимыми. Но возобновляемость любого природного ресурса напрямую зависит от объема вложений в его сохранение, т.е. в комплекс научно обоснованных и эффективно действующих мероприятий, направленных на охрану, контроль за использованием и непосредственно использование питьевой воды. Принятие Водного кодекса РФ не решает эту задачу, а лишь закладывает основы такой деятельности. Нужна политическая воля и экологизация мышления всех представителей органов власти, от Президента Российской Федерации до главы сельского поселения в самом отдаленном уголке страны. Нужна долгосрочная программа, которая обеспечит реальное финансирование тех мероприятий, которые предусмотрены действующим законодательством, но не реализуются из–за отсутствия средств и низкого уровня контроля за деятельностью в области водообеспечения.
  • В качестве первоочередных мер Международный Социально–Экологический Союз предлагает:

1. Провести в 2008 году парламентские слушания по оценке стратегических запасов пресной питьевой воды на территории Российской Федерации и обеспечению их сохранности. По итогам парламентских слушаний провести заседание Совета безопасности РФ, посвященное выработке мер по государственному обеспечению на федеральном уровне сохранения стратегических питьевых ресурсов (как пресных, так и минеральных вод) и их устойчивого использования.

2. Рассмотреть на правительственном уровне и внедрить на первом этапе (до 2010 года) несколько пилотных проектов по реализации бассейновой концепции устойчивого развития в качестве основы для разработки Стратегии устойчивого развития великих рек России.

3. Обеспечить сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, поддерживающих в своих границах стратегические источники пресной воды: истоки и водосборы верховий рек, а также целые бассейны отдельных рек, ледники и снежники, значительной площади болота и водно–болотные угодья, поверхностные и подземные водоемы пресной и минеральной воды, пр.

4. Отказаться от планов строительства крупных плотинных ГЭС, связанных с созданием обширных водохранилищ.

5. Отказаться в принципе от планов переброски водных ресурсов сибирских рек в Центральную Азию.

6. Внедрить систему жесткого контроля за качеством пресной воды, потребляемой населением России, эффективно решать проблемы водосбережения, связанные с коммунальным водопотреблением и водоотводом.

7. Повысить уровень административных штрафов за отсутствие или неэффективную работу очистных сооружений на производстве, персонифицировать и ужесточить уголовную ответственность за загрязнение водных ресурсов, включив этот вид преступлений в категорию особо тяжких.

8. Решить, наконец, в кратчайшие сроки проблему с закрытием вредного производства на Байкальском целлюлозно–бумажном комбинате и его перепрофилированием в экологически безопасное производство. Выявить и обезопасить все иные источники загрязнения озера Байкал.

Бриних Валерий Александрович,
Сопредседатель Совета МСоЭС.

16 февраля 2008 г.

Источник: Международный социально–экологический союз

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.