Lake Baikal
Василий Забелло

Бывали хуже времена, но не было подлей

Миллиардер О. Дерипаска, похоже, радуется. Ему сделали подарок. Теперь промышленные стоки БЦБК разрешено сбрасывать в озеро–море Байкал почти напрямую, без особой трудоемкой очистки. И результат не заставил себя долго ждать. Кое–как реанимировав полуразложившийся труп комбината, провели пробную варку целлюлозы.

Работники городских очистных сооружений в шоке: в очищенных хозяйственно–бытовых сточных водах в пруду–аэраторе они обнаружили присутствие сульфата и лигнина — это специфическое загрязнение от целлюлозного производства. Также изменилась цветность воды, она стала коричневой с характерным запахом щелочи. Из пруда–аэратора емкостью 60 000 м3 непосредственно выведена сливная труба вглубь Байкала. Возникает вопрос: каким образом промышленные стоки целлюлозного комбината перемешиваются с хозяйственно–бытовой очищенной водой города Байкальска? О случившемся директор очистных сооружений В. Кулаков письменно уведомил генерального директора БЦБК господина К. Прошкина и его советника по экологическим вопросам Л. Найду. Реакция — нулевая.

В этой связи любопытно узнать, кто и как следит за экологией нашего края. Прежде всего, это Российский природный надзор, Российский технический надзор, который выдает разрешение предприятиям, в том числе Байкальскому ЦБК на сбросы промышленных стоков, на аэровыбросы в атмосферу, на могильники для отходов и так далее и контролирует платежи за негативные воздействия на природу, говоря проще, за превышение допустимого объема загрязнений. Это прокуратура по Российскому техническому надзору в лице С.М. Плахотнюка, это и территориальный отдел водных ресурсов, который выдает разрешение на пользование водным объектом, то есть Байкалом, это и Российское рыболовство, которое бдит за браконьерами и за рыбными ресурсами водоемов — словом, достаточно широкая цепь ведомств и разного рода отделов неусыпно стоит на страже экологии и ее дисциплин.

Кстати о рыбе. Что–то я не припомню, чтобы за гибель рыбы от аварийных сбросов БЦБК хоть раз кто–нибудь был наказан, а вот рыбака–браконьера, который, кормит обездоленное население доступной по цене рыбой, и за это ему спасибо, ловят, конфисковывают снасти, подвергают штрафам и прочим наказаниям вплоть до суда.

Замечено, что всего один год Байкал отдыхал от комбината, и сразу ощутимо прибавилось хариуса у нашего юго–восточного побережья, безудержное сокращение которого наблюдалось многие годы. Также появились и водоросли почти исчезнувшего вида, причем их рост наблюдался до середины осени. А уж про воздух и вымытые в окнах небеса и говорить нечего давненько горожане не вдыхали такого чисто–сладкого настоя и не любовались ультрамарином родных небес, даже облакам хотелось кричать: «Куда плывете, здесь так хорошо!».

Теперь над городом в полнеба висит грязный зонт промаэровыбросов БЦБК с характерным тяжелым запахом, который вызывает головную боль. А теперь представьте, при такой картине разве кто из предпринимателей захочет вкладывать деньги и осуществлять проекты по развитию края? Сомневаюсь. Вот и выходит, пока комбинат гадит, пока это гноище растекается, о развитии края и города речи быть не может.

Но вернемся к стокам. Все вышеуказанные контролирующие организации в курсе случившегося, и что же? Молчат. Над всеми, как дамоклов меч повисло постановление господина премьера Владимира Путина за № 1.

Ощущение такое, что всех, в том числе и простых жителей нашей необъятной Родины, «радетели за судьбу Отечества», погрузили в дерьмо по уши и выбраться из него не представляется возможным. Невольно подумаешь — кто мы и чьи верноподданные? Я уверен, ни один бы царь в угоду какому–то олигарху не позволил бы святыню, коей является Байкал, превращать в помойку. Рабочему люду, уже не раз обманутому, с этого рая ничего не выйдет. Как бы в очередной раз не пришлось с плакатами, на которых написано: «Дерипаска, продай дачу Сталина и рассчитайся с нами!», митинговать на площадях, пикетировать, объявлять голодовку, на виду администрации устраивать палаточные городки и так далее.

В октябре 2009 года комбинат только за аренду земли был должен 20 миллионов рублей и до сих пор долг не погашен. Недаром замечено, история повторяется дважды: первый раз, как трагедия, второй — как фарс. А мы на святыню — Байкал замахнулись второй раз и ради чего?! Ради безопасности, как нам пытаются внушить, так эту безопасность бывшие правители разбазарили на корню. И чем теперь обернется настоящий фарс — одному Богу известно. Уже при запуске технологической линии взорвался бак талового масла. Первое накопление промышленных стоков через пруд–аэратор слилось в Байкал. Для отбелки целлюлозы подвезли хлор, и никто не даст 100% гарантии, что системы перекачки хлора за год простоя комбината не прохудились. И смертоносный газ, рано или поздно, не выйдет наружу.

Что касается активного ила, так его простейшие организмы, которые культивировались и подкармливались, померзли, и накопить их нужное количество до лета технически невозможно. Поэтому о чистоте стоков лучше промолчать. Возможно, зимний период для запуска комбината выбран не случайно — подо льдом коричневые щелочные стоки, сброшенные в Байкал, будут не видны.

За державу обидно. Путинское постановление № 1 о размыкании водооборота на БЦБК выявило всю нашу (как инженерную, так и научно–исследовательскую) беспомощность. Такая огромная держава, а воплотить щадящий проект замкнутого водооборота не в силах. Действительно, прав был Н.А. Некрасов, когда сказал: «Бывали хуже времена, но не было подлей».

P.S. Пока готовилась к печати данная статья, поступила информация о том, что Енисейское бассейновое управление выдало решение от 28 января 2010 г. на пользование водным объектом, то есть Байкалом, на срок до 15.08.2012 года. На сокращение экологического ущерба от деятельности комбината из государственного бюджета правительство намерено выделить 4 миллиарда рублей.

19 февраля 2010 г.

Источник: «Родная Земля», № 2 от 5 февраля 2010 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.