Lake Baikal

Причины завышения цен подрядчиками

В дополнение к сказанному нами 1 декабря относительно сдачи работ на сооружаемой Кругобайкальской ж.д. нельзя не прибавить, что одной из причин к непомерному повышению цен подрядчиками служит, по-видимому, уверенность их, что управление работ ни в каком случае не обратится к хозяйственному способу их производства при посредстве тех мелких рядчиков, которые в сущности являются действительными исполнителями дела и при подрядном способе. Уверенность эта ни на чем не основана. Управление работ прежде всего озабочено соблюдением при постройке интересов казны и потому в крайности может найти себя вынужденным взять производство работ в свои руки, для чего имеются налицо все необходимыя условия. Достаточно напомнить, что начальник I участка инж. Крушкол заявил себя весьма компетентным и бережливым строителем на 12 участке Забайкальской ж.д., начальник IV уч. инж. Дормидонтов успел хорошо ознакомиться с условиями дела на восточном участке, начальник III уч. инж. Бернатович производил хозяйственныя работы при постройке Средне-Сибирской ж.д. Кроме начальника участка на каждом участке имеется по 4 начальника дистанции (по одному на каждыя 10-14 вер.) и по 4 помощника начальника дистанции, не считая техническаго надзора разных других наименований.

Что же касается преувеличенности заявленных подрядчиками цен, то она легко может быть доказана, и нужно думать, что лица благонадежныя и солидныя, действительно желающия взять на себя работы, не упустят случая при личных переговорах с г. начальником работ сообразовать свои требования с благоразумными предложениями управления.

Напряженность интереса к вопросу о сдаче подрядов на Кругобайкальской железной дороге достигает высшей степени. Двукратная конкуренция не удалась, и подряды будут сданы на основании переговоров управления с подрядчиками. Конечно, управление не может действовать совсем произвольно; им же, по соглашению с контролем, выработаны две расценки работ: с нормальными ценами и с повышенными, для непредвиденных обстоятельств. Управлению не придется гнаться за дешевизной, во что бы то ни стало, в тех случаях, когда нельзя разсчитывать на полное обезпечение технических требований и на исполнение работ в срок. Нормальныя цены дают для этого всю возможность. Оне основаны на имеющемся уже у управления опыте и соглашены с контролем. И само собою разумеется, желательно, чтобы при заключении контрактов не делались особенныя отклонения от «обыкновенной» нормы. Все условия для этого налицо: рельсовое сообщение с Россией, отсутствие затруднений в приискании рабочих и дешевизна их. Подрядчики не имеют никаких оснований быть недовольными проектом контракта, который выработан юрисконсультом управления. В нем, как мы слышали, приняты во внимание все условия, которыя необходимо поставить подрядчикам для обезпечения положения рабочих, и этим проект договора особенно ценен. Нужно надеяться, что отклонений от него в сторону ухудшения не будет допускаться, и на Кругобайкальской линии не будет ни обмериваний, ни обсчетов и обвесов в лавочках, ни гнилого мяса, ни штрафований. Вообще лучше, если твердыя нормы елико возможно уменьшат «роль личности» в этой «истории», как по сдаче подрядов, так и в ведении работ.

Источник: «Восточное обозрение» № 265, 4 декабря 1901 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.