Lake Baikal

Притеснения рабочих и новые несчастные случаи на строительстве КБЖД

С наступлением холодов всегда можно заметить, что прилив и отлив рабочей массы значительно успокаивается. Рабочие уже не так охотно «перелетывают» с места на место; не так охотно, как летом, переменяют почему–либо не нравящуюся работу на другую, если последняя лежит в другом районе. В это «лютое» для них время рабочие стремятся к одной какой–либо работе, так сказать, «осесть» на место и перезимовать. Понятно, в это время определенной работой очень дорожат и нелегко разстаются.

Некоторые работодатели искусно пользуются этими климатическими особенностями и, обыкновенно, на зиму понижают заработную плату, как будто зимой легче живется. Этим, очевидно, хотели также воспользоваться гг. контрагенты, работающие тоннель в Половинке, но встретили со стороны рабочих довольно дружный отпор. Дело в том, что освещение при работах в тоннеле, как и должно, было хозяйское, т.е. контрагентов, равно как инструменты, динамит и др. материалы. Так это, обыкновенно, при всяких вообще подземных работах и принято. Если же освещение и пользование материалами и производится за счет рабочих, то за это, обыкновенно им увеличивают заработную плату. Контрагенты половиннаго тоннеля порешили с 1–го октября упразднить хозяйское освещение и производить его на счет рабочих, высчитывая с этою целью по 10 коп. в день из заработной платы у каждаго рабочаго, однако, оставляя прежнюю плату без изменения.

Без сомнения, если бы сия компания на карман рабочих удалась, то гг. предпринимателям можно было бы поздравить себя с весьма солидным барышом, а рабочим соответственно пришлось бы урезать свой и без того скудный бюджет. И хотя кампания была начата в очень удачное и благоприятное зимнее время, однако, она не удалась, и этот маленький «гешефт» остался, так сказать, сладостной, но пока не осуществленной мечтой. Когда рабочим (28 окт.) объявили о сей комбинации, то они бросили работу... Контрагентам пришлось уступить, потеряв рабочия сутки.

С тех пор Половинке вообще не повезло. Так, 10 ноября в этом самом тоннеле груженым вагоном насмерть задавило рабочаго. Одни говорят — по своей неосторожности, другие случай приписывают скудности освещения.

Вскоре после этого в тоннеле опять произошел смертный случай. На этот раз обрушившейся породой смертельно задавило рабочаго, который подбирал землю после взрыва. Некоторые говорят, что, пожалуй, случаю бы и не быть, если бы надзор был лучше, и если бы после взрыва осматривали как следует сферу его действия.

Впрочем, по несчастным случаям Половинка и вообще первый участок находится под особым покровительством Зевеса, ибо число их, как говорят, куда меньше, чем, например, на втором, где всевозможные случаи так часты, что почти никого не удивляют.

Один инженер говорит даже, что без этого обойтись никак невозможно.

Источник: «Восточное обозрение» № 282, 9 декабря 1903 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.