Lake Baikal

Заседание XXV комитета сибирской железной дороги

В заседании 29–го ноября 1895 года, состоявшемся в присутствии Его Величества, Комитетом было разсмотрено дело о составлении программы гидрографического изследования озера Байкала.

По поводу поднятаго морским министерством в начале текущаго года вопроса о командировании на оз. Байкал гидрографа, для составления программы изследования названнаго озера, выяснил необходимость предварительнаго сношения с иркутским генерал–губернатором о предоставлении возможных способов передвижения означенному гидрографу по озеру.

Иркутский генерал–губернатор, признавая в настоящее время необходимым иметь для гидрографическаго изследования паровое судно, заручился уже таковым у байкальскаго пароходовладельца Немчинова, уступившаго в безвозмездное пользование проектируемой экспедиции пароход «Иннокентий» и принявшаго на свой счет содержание остающихся на судне капитана и команды, а также расходы на топливо, смазочные материалы и починки.

При предварительном обсуждении настоящаго дела в подготовительной при комитете сибирской железной дороги комиссии было выяснено, что Байкал следует, по–видимому, разсматривать, как естественный подъездной путь к сибирской железной дороге. Нет сомнения, что озеро, простирающееся вглубь страны свыше, чем на 600 вер., и имеющее 1748 вер. береговой линии, должно иметь большое значение для всего края. Если это значение до сих пор не вполне еще ощущается, то только потому, что к берегам Байкала почти нет сколько–нибудь удобных дорог, если не считать узкаго почтоваго тракта, идущаго вдоль озернаго берега, нет и правильных сообщений по самому озеру, за исключением направления Лиственичная — Мысовая. Между тем, улучшение судоходных условий по всему озеру и увеличение пароходных маршрутов привлекло бы к сибирскому железнодорожному пути продукты рыбнаго промысла, сильно развитаго на севере Байкала, а равно и кочующих здесь, нуждающихся в заработке, инородцев. Гидрографическое изследование всего озера весьма желательно с точки зрения общегосударственных интересов и подготовки почвы для экономическаго роста края в будущем. На Байкале может развиться не одна рыбопромышленность. Берега озера изобилуют ценным строевым лесом, известью, мрамором, прекрасным песчаником и каменным углем; найдены здесь железная руда и признаки нефти. Кроме того, во многих местах на севера Байкала стали уже разрабатывать золотые прииски, которым, судя по хорошему содержанию золота, по легкости ведения работ и по дешевизне и удобству доставки материалов и припасов, можно предсказать большую будущность.

В виду всего этого, подготовительная комиссия склонились в пользу производства общаго по всему озеру изследования. Что же касается характера последняго, то оно должно быть ведено в таком направлении, чтобы в будущем вполне обезпечить безопасность судоходства по озеру; для этого недостаточно, по–видимому, одного определения береговых пунктов, а необходимо как производство триангуляционных работ и промера глубин, так и обозначение предостерегательными знаками представляющих опасность для плавания подводных камней.

Переходя, затем, к выбору лица, на которое можно было бы возложить составление программы гидрографическаго изследования Байкала, подготовительная комиссия признавала наиболее целесообразным, воспользовавшись предложением иркутскаго генерал–губернатора, командировать его адъютанта, как бывшаго морского офицера и как человека, близко знающаго местныя условия, совместно с опытным специалистом по гидрографии.

Весь расход по экспедиции, согласно предварительным разсчетам морского ведомства и иркутского генерал–губернатора, определяется в сумме 6490 р. 35 к.; но во внимание к заявлению со стороны морскаго министерства, что потребуются еще издержки по изготовлению опорных и предостерегательных знаков на берегу и на воде, по приобретению промерных инструментов, чертежных и письменных принадлежностей и т.п., подготовительная комиссия, признавая в то же время полезным, чтобы к составлению программы изследования Байкала было приступлено в самом непродолжительном времени, считала возможным округлить весь кредит, потребный на экспедицию, до 7000 р.

Вполне разделяя и одобряя предположения подготовительной комиссии и усматривая с своей стороны, что проектируемая ныне экспедиция, кроме составления программы предстоящаго изследования Байкальскаго озера, даст сама некоторыя практическия указания, до известной степени облегчающия плавание по неизследованному водному бассейну, присутствовавшие в Комитете не встречали препятствий к немедленному ассигнованию указанной выше суммы.

Государь Император в присутствии комитета сибирской железной дороги, Высочайше повелеть соизволил: Ассигновать в распоряжение управляющаго морским министерством из фонда вспомогательных предприятий сибирской железной дороги на составление в 1896 году программы гидрографическаго изследования озера Байкала 7000 руб.

На журнале Комитета Его Императорскому Величеству в 7–й день декабря 1895 г. благоугодно было Собственноручно начертать: «Исполнить».

Источник: «Восточное обозрение» № 7, 17 января 1896 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.