Lake Baikal

Положение дел с медицинским обслуживанием на станции Байкал

Милостивый Государь Господин Редактор!

По поводу заметки в № 140 «Восточнаго Обозрения» под названием «Из области Забайкальской железно–дорожной медицины», не откажите напечатать следующее.

Автор обвиняет меня в том, что на станции Байкал не имеется аптечки для подачи первоначальной помощи. Это неправда. Станция Байкал, как и все станции на Забайкальской железной дороге, на которых нет приемных покоев, в том числе и разъезды, снабжена аптечным шкафиком с наиболее употребительными простыми медикаментами, инструментами и перевязочными средствами, печатным наставлением о подаче первоначальной помощи больным и раненым до прибытия врача, носилками, приходо–расходной книжкой для записывания указанных средств.

В пассажирских, воинских и переселенческих поездах автор найдет ящики первой помощи. Израсходованные из шкафиков и ящиков материалы пополняются участковыми врачами, по заявлениям лиц, которым они поручены, т.е. начальников станций и главных кондукторов. Ответственность за потерю и порчу инвентарных предметов, шкафиков и ящиков лежит на них же.

Во врачебных пунктах, на случай крушения поездов, автор найдет ящики, снабженные медикаментами, хирургическими инструментами, перевязочным материалом на 25–30 человек раненых; кроме того, в видах предупреждения развития заразных заболеваний, найдет в запасе средства для дезинфекции вагонов, пассажирских зданий, жилых домов, отхожих мест, выгребных и помойных ям. Дезинфекция производится под наблюдением врачей и фельдшеров.

В опровержение 2–го обвинения: «неимения постоянного врача на ст. Байкал», я должен указать автору, что эта станция входит в состав 1–го врачебнаго участка «Иркутск–Байкал», протяжением 60 верст. Число служащих, членов их семейств и рабочих на станции Байкал равнялись 100–150 чел., на станции же Иркутск — более чем 1500. Понятно, при таких условиях местом постояннаго жительства врача является Иркутск, но ни в каком случае не ст. Байкал. Во всякое время, в случае надобности, врач из Иркутска может прибыть со вспомогательным поездом на станцию Байкал через 11/2–2 часа. На 1 участок врач был приглашен с 15 марта текущаго года.

В опровержение 3–го обвинения: «фельдшера приезжают по вызову, но очень редко, так как от начальства был приказ просить фельдшеров лишь в тяжелых случаях», я должен указать автору на приказы г. начальника дороги от 6–го ноября 1900 года за № 105 и от 1–го марта 1901 года за № 108, на §9 инструкции для фельдшеров. Этими приказами и инструкцией вменяется в обязанность фельдшерам навещать больных по первому требованию на дому как в месте своего жительства, так и на линии, сообщая участковом врачу о важных случаях. Что же касается приказа, на который указывает автор, то такового никогда не было и не могло быть.

В опровержение 4–го обвинения: «по поводу якобы излишней требовательности, предъявляемой мною к ледокольному фельдшеру, заставившей его отказаться от станции», я должен объяснить автору следующее; ледокольный фельдшер, занимая две должности, а именно: ледокольнаго и околоточнаго фельдшера, не мог одновременно исполнять свои обязанности без ущерба для дела, в виду чего я и вынужден был, на время мобилизации, заменить его постоянными фельдшером. С открытием приемнаго покоя и больницы при нем на станции Иркутск, пришлось с наступлением холодов упразднить приемный покой на станции Байкал, как помещавшийся в товарном вагоне, который не может служить местом для аптеки и приема больных, а другого помещения на станции или вблизи ея не было и нет и в настоящее время. Открытие больницы вызывалось появлением отдельных случаев заболеваний брюшным тифом в Глазковском предместье и на станции Байкал, причем все случаи заболевания на последней были констатированы и препровождены в больницу фельдшером Иркутскаго приемнаго покоя.

Случай смерти (от чего?), указанный автором остался для меня неизвестным. Может быть он произошел во время службы ледокольнаго фельдшера.

Старший врач Н. Попов

Прим. ред. Приглашаем автора заметки отозваться по существу этого возражения.

Источник: «Восточное обозрение» № 159, 19 июля 1901 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.