Lake Baikal

О направлении пути Кругобайкальской железной дороги у Култука

Направление пути кругобайкальской железной дороги у Култука окончательно определено Черногорским инженером Иоветичем по трем линиям, из которых одна предположена по самому берегу Байкала, по Набережной Байкальской улице; другая, прорезая средину села, направляется далее, на большое разстояние болотами (калтусом), а третья идет северо–западной окраиной села и направляется затем теми же болотами и озерами.

Нам кажется, что самый удобный короткий и дешевый путь, это по твердому грунту самаго берега, и совершенно непонятно, почему может понадобиться пролагать этот путь болотами и озерами и вообще по висячей над водой почве, которую, выражаясь специальным термином, надо еще предварительно утопить, прежде чем возводить на ней какия–либо насыпи; черта же поднятия воды 69 года в бывшее тогда наводнение говорит за полную возможность сделать здесь подходящую насыпь, тем более, что этой случайности не избегают и два остальные проекта на проведение дороги по болотам; стоимость же построек, надлежащих экспроприации по Набережной улице, настолько ничтожна сравнительно с работами по утоплению болот, что и говорить нечего.

Кстати уже затронем и тот не менее животрепещущий вопрос, который был уже поднят в прошлых номерах газеты корреспондентом из Култука г. Иксом. Нам кажется неполным перечень проектируемых направлений Кругобайкальской железной дороги, так как в корреспонденции г. Икса было упущено из виду направление из Олхи на Широкую падь и, следовательно, направлений этих в проекте может существовать не 3, а 4:

  • исключительно берегом Байкала до Култука,
  • от Олхи до Широкой пади, а затем уже частью берегом Байкала до Култука,
  • по Иркуту также на Култук и, наконец,
  • отмечаемый весьма важный путь верховьем речки Тигунчихи.

Как характерную черту для этих направлений, отметим то обстоятельство, что Култук является для всех направлений необходимым и неизбежным узлом.

В корреспонденции Икса нам, кроме того, кажется, также совершенно напрасно и излишне упомянуто всуе имя какого–то казака Шалонина, будто бы указавшаго этот путь. Этот казак в данном случае не играет и не должен играть исторической роли казака Похабова, так как направление это хорошо известно, и, во всяком случае, не менее известно и всякому другому обывателю, если он занимался когда–либо охотой. Путь этот действительно заслуживает того, чтобы инженером Руиным было обращено на него внимание. Игнорирование такого обстоятельства не может быть оправдываемо никакими соображениями, и лучше пусть уже мы вместе с корреспондентом г. Иксом ошибаемся, чем допустить неопределенность в таком важном деле, которое, быть может, в состоянии сохранить казне целые миллионы руб., так как на этом пути было бы излишне устраивать 4–х верстныя туннели...

Автор: Игрек

Источник: «Восточное обозрение» № 90, 23 апреля 1900 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.