Lake Baikal

Оригинальный способ получения начального капитала для вложения в железнодорожное строительство

Жизнь сплошь и рядом создает такия нежиданныя комбинации, до которых не додуматься самой изощренной человеческой фантазии. Ошеломленному наблюдателю остается только смотреть, вникать и поучаться...

Какую связь, напр., можно усмотреть между постройкой Кругобайкальской дороги и ценой на сахар в мелочных лавках приленскаго края? Уж одно сопоставление двух столь разнородных моментов невольно приводит на память известную малоросийскую потешную песенку о бузине в огороде и киевском дядьке. Не улыбайтесь, однако, так добродушно: связь эта — реальный факт, весьма при том грустный по своим безотрадным выводам. Вот что нам пишет по этому поводу один из наших приленских корреспондентов, лично нам известный в качестве человека, заслуживающаго полнаго доверия к сообщаемым им фактам.

Совершенно непредвиденно мне удалось узнать на этот счет в достаточной степени занимательныя вещи. На днях случилось мне заглянуть в одну из местных лавок. В моем присутствии одним из покупателей было выражено удивление по поводу неслыханно низких цен на сахар, стоящих в настоящий момент в наших местах. «Я вырос здесь в волости,— сказал этот покупатель, и в первый в своей жизни раз покупаю сахар по 18 коп. за фунт; года четыре тому сахар стоил не дешевле четвертака». Продавец в ответ усмехнулся и заметил: «мужики наши должны Бога благодарить за то, что казна вздумала железную дорогу вокруг моря строить. Ведь это верно сказали, что мы продаем нынче сахар по неслыханной цене и такая цена, я так думаю, будет держаться здесь, покуда будет продолжаться постройка Кругобайкальской дороги». Замечание торговца привело меня в понятное недоумение. «То есть как это так, покуда будет продолжаться постройка дороги?» — изумился я; какое может иметь отношение цена на сахар к постройке дороги? Продавец окинул меня снисходительно–пренебрежительным взглядом, будучи, повсему видимому, поражен моей коммерческой наивностью.

«Я вижу, что вы ничего еще не понимаете в торговом деле,— наставительно обратился он ко мне; —неужели же вы могли думать, что мы забираем сахар в самом сахарном агентстве? Ведь вы подумайте только: сахар на месте, в Киеве, стоит 5 р. 35 к. пуд, провоз по железной дороге до ст. Тыреть обходится по 1 р. 35 к. с пуда, да за провоз от Тырети до нашего села приходится отдать на хороший конец 35 коп. с пуда: стало быть, пуд сахару обойдется себе уж никак не дешевле 7 р. 5 к. Мы же при фунтовой продаже выручаем за пуд как сами видите, всего 7 р. 20 к. А ведь сколько сахару при фунтовой продаже пропадает на сор! При попудной продаже мы берем не больше 6 р. 80 к. за пуд, а то и по 6 р. 60 к. можем уступить». «В чем же тут дело? И причем тут все–таки постройка дороги, я не пойму?» Словоохотливый торговец не замедлил удовлетворить мою любознательность. «А дело, видите ли, объясняется очень даже просто. Кругобайкальская дорога во многих своих частях строится подрядным способом, и около нея кормится и наживается масса народу. С подрядчиков требуется залог, да и помимо этого подрядчику постоянно нужны оборотныя деньги. А денег–то у подрядчиков этих и нет... Я не говорю о крупных подрядчиках, у тех–то деньги, надо думать, имеются, а о шушере, шпанке, которая норовит урвать подрядец тысяч в пять–шесть.

Вот такому–то подрядчику до зарезу, случается, нужны какия–нибудь две–три тысячи рублей. Где их возьмешь, эти две–три тысячи?.. Текущаго счета в банке у него нет, денежные люди не доверяю. Приходится ломать голову, придумывать изворот... Вот и придумали... Пронюхали, что всего легче из ходких товаров можно получить в кредит сахар, который обыкновенно довольно охотно дают под шестимесячный вексель. Теперь, стало быть, остается только проделать два–три несложных торговых фокуса. Сперва приобретается в полугодовой кредит вагон сахара, затем этот самый купленый сахар переуступается первому встречному, соглашающемуся уплатить за него наличными. Так как нужда в деньгах сильная, то сахар сбывается наскоро, второпях, с руки на руку... Вы сами можете понять, что продавец в этом случае не стоит за ценой и без претензий берет столько, сколько ему дают. А дают ему за пуд, само собою разумеется, по крайней мере на рубль меньше базарной цены... Нечего греха таить: пользуемся человеческой нуждой к своей прибыли... Теперь я смею думать, вы поняли, почему из–за постройки Кругобайкальской дороги в наших местах подешевел сахар? Штука простая: понять не трудно.

Я понял многое, но не все, и продолжал недоумевать. «Скажите, пожалуйста,— обратился я к торговцу,— какой же расчет подрядчикам нести такие огромные убытки при перепродаже сахара? По вашим словам судя, они при этой перепродаже теряют едва ли не до двадцати процентов, да и по выданному векселю приходится платить соответственную процентную надбавку к номинальной цене. Неужели же подрядное дело при железнодорожной постройке представляет такия выгоды, которыя дают возможность возместить все эти неимоверныя потери от комбинации с покупкой и с продажей сахара?.. По–моему, это совершенно немыслимо. «Напрасно вы так думаете,— запротестовал мой собеседник,— совсем даже напрасно!.. Вы, стало быть, не имеете понятия о том, что такое железнодорожные подряды, если так говорите... Несмотря на все эти потери и убытки, подрядчики все же зарабатывают огромныя деньги, и богатеют изо дня в день. Я сам знаю многих господ, которые недавно и гроша ломаннаго за душой не имели, а теперь орудуют десятками тысяч: нагрелись около казны–матушки в наилучшем даже виде».

В раздумье оставил я лавку... Беседа с торговцем встревожила мою социальную совесть и будоражила мысль. Я думал о том, что восьмнадцатикопеечный сахар мои односельчане гораздо охотнее покупают, чем четвертак за фунт, думал о том, что таким образом господа железнодорожные подрядчики оказываются носителями отечественнаго прогресса, ибо увеличивают потребление сахара, а размерами потребления сахара и мыла, насколько мне известно было, измеряется степень культурности каждой нации. С завистью думал я о том, что со всех точек зрения выгоднее быть железнодорожным подрядчиком, чем газетным корреспондентом, и, наконец, о том, что наша общая родительница, казна–матушка,— создание покорное и многотерпеливое до умиления.

Мне по существу нечего добавлять к предыдущим строкам: изложенные в них факты о некоторых сторонах нашего железнодорожнаго строительства говорят за себя сами. Они свидетельствуют о том, что, невзирая на продолжительные подготовительные расчеты и вычисления при составлении железнодорожных строительных смет, невзирая на функционирование дорого стоющаго контроля постройки, невзирая на регулирующее воздействие конкуренции при торгах на железнодорожные подряды и поставки, мыслимо все же такое фактическое положение вещей, при котором представляется возможным извлечение крупной прибыли из капитала, вложеннаго в железнодорожные подряды и добытаго про посредстве описанных финансовых операций с сахаром.

Теоретики железнодорожнаго строительства немало усилий потратили на выяснение спорнаго вопроса о том, насколько более выгодным с точки зрения интересов государственной экономии продставляется хозяйственный способ дорожной постройки и способ подрядный. Нетрудно, однако, уразуметь всю очевидную безпочвенность этих академических препирательств: надоедливая действительность с неизменным постоянством обнаруживает общия обоим строительным способам типичныя черты, черты, коренящияся в нашей социальной некультурности, в нашей традиционной беспечности насчет израсходования государственных ресурсов, в нашем алчном вожделении куска аппетитнаго казеннаго пирога...

Страна наша приносит огромныя жертвы на алтарь отечественнаго железнодорожнаго строительства. По смете чрезвычайных государственных расходов текущаго года на постройку новых железных дорог распоряжением правительства предположено обратить 166 миллионов рублей, на выдачу ссуд частным обществам на сооружение железных дорог предназначено 9 мил. рублей да 3, 4 миллиона рублей исчислены на вспомогательныя предприятия, связанныя с постройкой Сибирской железной дороги. Нетрудно все эти многие миллионы бросить на счеты баланса народнаго хозяйства и с убедительной точностью учесть прямыя потери, несомыя государственными плательщиками ради развития и усложнения железнодорожнаго хозяйства страны. Неужели же этого недостаточно для более тщательнаго и более сообразнаго с платежными силами податных единиц исчисления стоимости предположительных железнодорожных построек?.. Или же железнодорожному строительству суждено оставаться неизменным стяжательным объектом всяческих голодных аппетитов до самаго момента светопреставления? Перспектива далеко не утешительная.

Великолепны и господа подрядчики, отваживающиеся при наличности грошевых средств брать на себя тысячерублевыя обязательства. Такия рискованныя финансовыя операции, как описанная комбинация с продажей сахара, не всегда могут быть уравновешены даже самой щедрой строительной сметой, и неудивительно поэтому, что подобным «свободным» строителям сплошь да рядом приходится восполнять потери от какой–нибудь сахарной сделки из скуднаго заработка нанятых им рабочих. С перваго же дня постройки Кругобайкальской дороги и недоразумения между занятыми при этой постройке рабочими и нанимателями–подрядчиками приобрели характер непременнаго аксессуара строительной кампании. Господа подрядчики, как водится, винят во всем распущенных и непокорных рабочих.

Не будет ли, однако, сочтено возможным усмотреть в причинах возникновения некоторой хотя бы части этих недоразумений отраженный результат сахарной дешевки в приленском крае?.. Мы смеем думать, что наше предположение не лишено известной доли основательности. Стоит только с искренним непредубеждением прислушаться к голосу жизни, чтобы убедиться в справедливости нашего вынужденнаго вопроса, и понять, что в вопросе этом заключается и самый ответ на него. От дальнейших же выводов мы благоразумно воздержимся...

Автор: П. Илсов

Источник: «Восточное обозрение» № 94, 23 апреля 1903 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.