Lake Baikal

Поломка вала ледокола «Байкал»

Как мы слышали от очевидцев, поломка вала «Байкала» произошла при следующих обстоятельствах. Ледокол 28 декабря начал работать всеми 3 машинами и, несмотря на то, что за 19 дней сильно обмерз в гавани вилки Баранчик, он после двух часов работы вышел в озеро и, совершив поворот, вошел обратно в гавань.

Нагрузившись углем и приняв 28 груженых вагонов, и три вагона груза он в тот же день в 11 ч. вечера отправился в Мысовую, причем работал на средний ход и шел большею частью по каналу образованному «Ангарой», а частью по цельному льду, по которому он шел со скоростью 6–8 верст в час. На пути «Байкал» встретился с «Ангарой» и разошлись на разстоянии 40 сажен друг от друга.

В Мысовую ледокол пришел в 10 ч. утра и встретил массу нагроможденнаго на протяжении 200 сажен от мола льда, толщина котораго было очень значительна и образовалась от нажима. После 10 ч. работы ледокол вошел в вилку, выгрузил вагоны, взял новые и в 1 ч. ночи отвалил от гавани, причем предварительно водолазом были осмотрены винты и найдены удовлетворительными.

Несмотря на то, что обратно ледокол шел по каналу, им же самим образованному, он в 30 саж. от вилки остановился и с осторожностью стал раздвигать уже разбитый лед. Прошло 11/2 ч. и ледокол дальше двинуться не мог.

В это время к Мысовой подходила «Ангара», которой было приказано подойти к корме ледокола «Байкал», и раздвигать лед, но она не могла дойти ближе 10 саж.

Для того чтобы поворотить направо, левой машине «Байкала» был дан средний ход. Машина не сделала и 60 оборотов, как послышался удар и она начала работать с ужасающей быстротой; благодаря находчивости старшаго машиниста Силина, стоявшага у ручки, она была тотчас же остановлена.

Для осмотра был послан водолаз, который и донес, что гребной вал левой машины у выхода из дейдвудной трубы срезан, и муфта с лопастями пошла ко дну. На срезе не замечено раковин и др. каких–нибудь пороков. Водолаз заметил, что лед нагроможден в гавани от 11/2 до 2 саж. Такое же нагромождение замечено было и в других местах гавани агентом переправы г. Жулиным. Такое явление замечено и «Ангарой», которая вынуждена была для того, чтобы пройти несколько сажень, усиленно работать 10 ч., несмотря на то, что она ломала сравнительно легко лед толщиною в 3 ф.

По мнению компетентных лиц, выбор Мысовой для гавани крайне неудачен. Вход и выход в эту гавань вследствие сильных З. и С.3. ветров крайне опасен. Гавань эта открыта также для С.В., С.З. и зап. ветров, которые при раннем замерзании Байкала гонят сюда лед и набивают им гавань до невероятной толщины, часто до дна, причем лед достигает здесь особенно крепкаго строения.

Мысовая главное место нажимов на Байкале, причем нажимы появляются и при тихой погоде. «Байкал» по озеру сделал 22 испытательных рейса по направлению к Переемной и Мишихе и никогда не встречал подобнаго, как у Мысовой, явления.

Первый рейс в Мысовую он совершил в течение 12 ч., причем ломал лед толщиной в 34 дюйма, а чтобы пройти 10 верст к Мысовой он потратил 14 ч.

Вход в гавань вследствие крутого поворота и отмели крайне неудобен и опасен.

По мнению компетентных лиц, поломка вала произошла от непомерно толстаго льда, а единственную причину такого скопления льдов следует считать неудачно выбранное на Ю.В. берегу место для гавани в Мысовой и самую гавань.

Источник: «Восточное обозрение» № 6, 10 января 1901 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.