Lake Baikal
Л. Ячевский, 1897 г.

Об измерении глубины Байкала в 1798 году

В конце прошлого и в начале настоящего столетия в Алтайском горном округе служили два замечательных деятеля: Карелин и Фролов; последний дослужился до звания главного начальника Колывано–Воскресенских заводов.

Эпоха деятельности этих двух лиц отмечена в жизни и в архивах Алтайских заводов многими, крайне полезными, со светлым, научным оттенком, делами.

Фролов исследовал до мельчайших подробностей Иртыш, и оригинал его съемки, положительно художественной, находится в Барнауле. В том же архиве я видел роскошнейший оригинал съемки Карелина водного пути от Верхнеудинска до Байкала, затем всей Ангары до устья в Енисей, дальше части Енисея до Кеми, и Кеми от Маковского селения до устья ее в Обь. Это съемки того пути, по которому из Нерчинских заводов возили свинец в Барнаул. На съемке Карелина обозначены все мели, пороги, шиверы, указаны глубины, падение, скорости течения. Словом, работа Карелина — это не простая съемка, а обстоятельное физико–географическое исследование.

В Барнауле я приобрел карту Байкала с промерами, произведенными, по–видимому, в 1798 году, во всяком случае, не позже. Промеры эти обозначены на карте в саженях, и они там, где могут быть сопоставлены с промерами Дыбовского и Годлевского, совпадают сравнительно очень хорошо.

Промеры производили унтершихтмейстеры Сметанин и Копылов.

Масштаб карты — довольно неопределенный, приблизительно 3 версты в дюйме. На карте рукой Никиты Карелина написана история плавания и направления маршрутов.

Точный снимок этой надписи я привожу ниже и прилагаю значительно уменьшенную фотографическую копию карточки со всеми обозначениями.

Об измерении глубины Байкала в 1798 году

Чертеж представляющий часть моря Байкала с означением промеру глубины по ромбам произведенному унтер шихт мейстерами Сергеем Сметаниным и Егором Копыловым равно же и проплытию на судах Берг Гешворена Корелина и наконец примерного пути носимого непостоянством ветров подрядчика Шумилова судна значущего под № 1 на котором находился унтер–офицер Яков Симанов.

1) Путь Г. Берг Гешворена Корелина означен желтою краскою1) — 2) Путь унтер–шихтмейстеров Сергея Сметанина и Егора Копылова вытянут линиями красною краскою2). 3) Путь судна и № 1 пропунктирован зеленою краскою3). — Оное судно 31–е число июля оставило устье реки Селеньги и уже миновав зимовье Кодильное; но случившимся противным ветром отклонило к полуденному берегу к литере В. — 1–е число августа пустилось вверх моря на здешнюю сторону песчаных мысов, недоплывя коих верст осми или десяти, где ради без ветрия при С. стояло на месте. — 2–е число близ зимовья Голоустного по причине противной погоды при Д. было в отстое. — 3–е усилившеюся погодою судно залило водою. — 4–е число от Д. вывели судно на стереж к букве Е. где и ночевало.— 5–е от Е. попутным ветром бежало, но за зимовьем Кадильным во 12 верстах горным т.е. северным ветром унесло к литере F. откуда во 6–е число плыло к песчаным мысам недоходя сих 2–х или 3–х верст, паки горною погодой отшибло к G около котораго места с 6–го и до 13–го числа по причине неспособных ветров только что передвигалось и где в первый раз имели недостаток в съестных припасах. — 13–е от G переплыло до Т. недобегая листвяжнаго мыса версты три или четыре горною погодою унесло к речке Мишихе где во второй раз терпели голод и от куда с 15–е по 20–е число плыло южною стороною Байкала к зимовью Коргинскому у которого в 26 число северным ветром судно разбило.

Берг Гешворен Никита Корелин.

«Декабря 4 дня 1798 года».

Так как прилагаемая карточка очень малого масштаба, то все глубины перечислены в особом списке, в порядке обозначения их на карте, начиная от истока Ангары до устья Селенги:

33 саж.–44–50–54–82–113–153–218–
250–293–250–242–320–350–520–539–565–570–
580–436–420–310–170–17–10–3–1.5–2 саж.

1) На карточке сплошной линией.

2) На карточке пунктированной линией.

3) На карточке линия черточками.

Источник: Труды Восточно–Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, № 1. Байкальский сборник, выпуск первый, 1897 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.