Lake Baikal
«Новости» № 184, 1903 г.

Авария парохода с железно–дорожными поездами на озере Байкал

Нами получены следующия подробности об аварии парохода на озере Байкал.

29–го июня, около 7 часов утра, пароход министерства путей сообщения «Байкал», совершающий рейсы через озеро Байкал, между станциями «Мысовой» и «Байкал», забайкальской ж.д. вследствие сильнаго шторма и густого тумана, не доходя до станции «Мысовой», сбившись с румба, сел на мель.

Означенныя две станции расположены на двух противоположных берегах озера, на разстоянии друг от друга более 50 верст. На таком разстоянии устроить мост через озеро является почти невозможными, а потому министерством путей сообщения приобретен и введен огромный пароход–ледокол, на палубе котораго по ширине проложены три рельсовых пути, на каждом из которых помещаются по 20 вагонов, а всего 60, т.е. состав товаро–пассажирскаго поезда.

В день аварии пароход «Байкал» в обыкновенное время вышел со станции «Байкал» с полным поездом, нагруженным разным товаром и пассажирами, следовавшими на станцию «Мысовая». С утра стал задувать сильный ветер, и густой туман медленно окутывал пространство, к 7–ми часам утра ветер усилился, туман еще более сгустился, и поднялся сильный шторм.

В тот момент, когда пароход сел на мель, произошел сильный толчок, вагоны заметно двинулись вперед, спавшие на верхних полках пассажиры скатились на пассажиров, спавших внизу. Наступила паника... Раздались крики: «Тонем! Погибаем!» — видимо, встревоженных пассажиров, и все в страхе бросились к дверям (окна, к счастью, были наглухо закрыты). Произошла обычная в таких случаях давка. Каждый стремился выскочить первым, плач, стоны, крики огласили воздух, а в это время еще сильнее бушевал ветер, ревела буря, и все это сливалось в один общий страшный гул. Много усилий стоило кондукторам успокоить перепуганных пассажиров.

Вскоре подошел большой пароход того–же министерства «Ангара» и, приняв пассажиров и нагрузившись багажом, прибыл благополучно к станции «Мысовой». Буря, между тем не утихала, а туман все больше и больше сгущался, и на самом близком разстоянии невозможно было различить даже огромных предметов.

В воздухе носились несмолкаемые ежеминутные гудки и склянки прибывших на помощь частных пароходов, но к «Байкалу», севшему на мель, подойти было нельзя. Лишь только 1–го июля озеро несколько успокоилось. Среди пенящихся волн на озере качался гигантский пароход «Байкал», легко выдерживая на себе 50 вагонов с разным грузом — в сотни тысяч пудов. Сначала пароход «Ангара» вместе с другими пароходами частных владельцев пытались сдвинуть его с места буксирным способом, который оказался безуспешным и несколько осложнившим положение севшаго на мель «Байкала», накренившагося в одну из бортовых сторон, угрожая с минуты на минуту сбросить в озеро вагоны.

Немедленно были приняты меры к предупреждению катастрофы. Из–за поднявшагося борта были выброшены тяжеловесные якоря, и с помощью лебедок пароход удалось поставить прямо.

Спустившимися на дно водолазами тщательно была осмотрена подводная часть; благодаря глинистому дну озера, никаких повреждений на ней не оказалось. При этом водолазами было усмотрено, что пароход сел на мель лишь своей серединой, а кормовая и носовая части чисты. Министерством путей сообщения сделано было телеграфное распоряжение о немедленной выгрузке товаров из вагонов, а также, чтобы немедленно приступили к подводным работам для снятия парохода с мели. Переправа груза и пассажиров с большими затруднениями производится теперь на временно приспособленных частных пароходах. Д.З.*)

*) Байкал снят с мели 3 июля и рейсы восстановлены. Ред.

Источник: «Байкал», еженедельная газета. 9 августа 1903 г., № 22.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.