Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

Поиски пути для постройки КБЖД

В поисках обхода озера Байкал, вставшего на пути Транссибирской железной дороги, изучалось множество возможных вариантов1), начиная от обхода Байкала с севера и заканчивая маршрутом через Хамар–Дабан. Работы начались в 1888 году и шли до 1901 г. Велись они, вследствие суровости местного климата, в основном, в летний сезон, начиная с 1894 года — ежегодно. Вероятные маршруты изучались геологическими партиями и экспедициями инженеров путей сообщения.

1) Энтузиастами предлагались и экзотические варианты вроде прокладки железной дороги по предварительно осушенному руслу Иркута.

В конечном счете, оптимальным для постройки железной дороги был признан путь непосредственно по берегу Байкала. Всего на изыскания пути для постройки КБЖД было потрачено более 1.1 миллиона рублей2).

2) Чтобы был понятен масштаб цен: рабочий на строительстве КБЖД получал 1–4 рубля в день. Заработки инженерно–технических работников были на порядок больше. Следуя выкладкам в нашей Занимательной арифметике, 1.1 миллиона рублей — это примерно 1–1.5 миллиарда рублей в современных деньгах.

  • 1888 г. Экспедиция О.П. Вяземского изучает возможность проложения дороги южнее Байкала по перевалам Хамар–Дабана. Лучший найденный вариант — непосредственно по берегу Байкала до Селенги. Экспедицией была оценена также возможность проведения дороги от истока Ангары до Култука по берегу Байкала: при строительстве здесь дороги пришлось бы строить 23 тоннеля суммарной длиной 10 км и десяток галерей такой же протяженности.

  • 1889 г. Продолжение экспедиции О.П. Вяземского, но уже к северу от Байкала, на Олхинском плато. Экспедиция ищет путь от Иркутска до Култука. Итог — предложено направить железную дорогу от станции Иннокентьевская по левому берегу Иркута, с переходом вблизи села Моты на правый берег Иркута, пересечь длинным (более 3800 м) тоннелем хребет Быстринская грива, после чего долинами речек Ильчи Иркутная и Ильчи Култучная выйти на берег Байкала.

  • 1889 г. Работа рекогносцировочных отрядов для поиска пути обхода Байкала с севера, во главе с полковником Н.А. Волошиновым и инженером путей сообщения Л.И. Прохаско. Эти маршруты оказались совершенно непригодны для строительства железной дороги.

  • 1894 г. Экспедиция под руководством инженера Г.В. Адрианова по линии Большая Олха–Большая Крутая Губа–берег Байкала. Результат не удовлетворил Комитет Сибирский железной дороги.

  • 1894 г. Изыскания пути между Иркутском и Байкалом по правому берегу Ангары под руководством инженера Г.В. Адрианова. Строительство дороги по этому маршруту позднее признано нецелесообразным.

  • 1895 г. Геологические исследования горной партией под руководством В.Д. Рязанова в районе Зыркузунского хребта.

  • 1895 г. Экспедиция инженера путей сообщения Ф.Ф. Докса. Были изучены направления по Олхе и по Иркуту (детальная проработка маршрута О.П. Вяземского 1888–89 гг.) Предпочтение отдавалось иркутному направлению. Маршрут от Култука до истока Ангары по берегу Байкала Докс считал «невыгодным и даже почти невозможным».

  • Январь–февраль 1896 г. Изыскания пути между Иркутском и Байкалом по левому берегу Ангары под руководством А.Н. Пушечникова. Маршрут оказался удачным, и через два года ветка Иркутск–станция Байкал была построена.

  • 1896 г. Новая экспедиция Ф.Ф. Докса. Подробно изучалось направление по Иркуту в районе Зыркузунской петли (хребет Быстринская грива), а также маршрут от станции Иннокентьевская по долинам рек Каи, Половинной и Ангасолки до озера Байкал. Геологическая партия под руководством горного инженера В.Д. Рязанова провела геологические исследования в районе Иркута. Вторая партия, руководимая горным инженером Л.А. Ячевским, изучила побережье Байкала от истока Ангары до села Мысового.

    Экспедиция Ф.Ф. Докса пришла к выводу, что лучший маршрут для прокладки железной дороги — долина Иркута.

  • 1898 г. Экспедиция инженера путей сообщения Б.У. Савримовича. Были еще раз изучены старые варианты проведения дороги, а также рассмотрены маршруты к берегу Байкала: а) по долине реки Китой в долину Иркута через Тункинский хребет; б) от станции Иннокентьевская по долинам рек Большая Олха и Большая Крутая Губа.

    Окончательно экспедиция признала заслуживающими внимания четыре варианта:

    • от станции Иннокентьевская (Иркутск–сортировочный) по долине Иркута, через Зыркузунский хребет, в долину Култучной;
    • от станции Иннокентьевская по долинам рек Большая Олха и Большая Крутая Губа, далее до села Култук по берегу Байкала;
    • от станции Байкал до Култука и далее вдоль берега Байкала;
    • от села Биликтуй по долине реки Китой, через Тункинский хребет в долину рек Иркута и Култучной.

    29 июня 1899 года Комитетом Сибирской железной дороги и Департаментом Государственной экономии Государственного совета принято в качестве возможных два варианта — первый и третий — и дано поручение провести окончательные исследования по ним.

  • 1899 г. Работа четырех технических партий во главе с инженерами путей сообщения Е.С. Мамонтовым, К.К. Руиным, Г.А. Сокольским, X.А. Ярамышевым с целью определения окончательного варианта пути от Култука. Два последних инженера занимались разработкой проекта линии вдоль берега Байкала.

    Исследования показали, что разница в стоимости сооружения дороги по берегу Байкала и по долине Иркута составляет всего 2%. К этому времени постройка ветки Мысовая–Култук по берегу Байкала считалась делом решенным.

  • 1899–1900 гг. Работа трех геологических партий. Первая партия во главе с начальником партии Лашкиным (в 1900 г. его сменил В.К. Яковлев) вела изыскания от Мысовой до Култука. Вторая (начальник партии К.Н. Тульчинский) работала на участке между мысами Баранчик и Асламов. Третья, которую возглавлял Л.А. Шумилин, работала на участке от мыса Асламова до Култука. Общее руководство геологическими изысканиями осуществлял профессор Горного института и института инженеров путей сообщения Санкт–Петербурга И.В. Мушкетов. В 1900 г. он лично участвовал в изысканиях.

  • 1900 г. Геологические изыскания по долине Иркута партией под руководством горного инженера В.А. Вознесенского. Партия изучала залегание горных пород и обнаружила значительные препятствия для проведения железной дороги в виде вечной мерзлоты, труднопреодолимых скал, родников и оползней.

  • 1901 г. Окончательные изыскания, подготовительные работы и трассировка линии между станциями Байкал и Култук по берегу озера.

© Магия Байкала

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.