Lake Baikal
Мы в Telegram

Вокруг озера Байкал.
2006 год

«А Байкалское море объезжают кругом мелкими судами многия недели, и мы здесь будем описать его кругом от устья реки Ангары, даже опять до устья реки Ангары...»

Николай Спафарий, «Описание Байкалскаго моря, кругом от устья реки Ангары, которая течет из Байкала, и опять до устья той же реки Ангары», 1675 г.

Летом 2006 года мы обошли на двух байдарках весь Байкал вдоль береговой линии. Протяженность маршрута составила 1950 км. Мы вышли от плотины Иркутской ГЭС, поднялись по Ангаре до истока, обошли Байкал в направлении против часовой стрелки и вернулись по Ангаре обратно в Иркутск. Все путешествие заняло 66 дней. На разных этапах в нем приняло участие 9 человек, весь путь от начала до конца прошли двое.

На мысе Шартлай
На мысе Шартлай. Западное побережье Байкала

Идея о походе вокруг Байкала, зревшая с самого начала наших байдарочных путешествий, была озвучена и одобрена весной 2005 года. Ближе к концу года мы начали подготовку к путешествию, которая включала в себя: покупку байдарок, разработку графика движения, подготовку спутниковых снимков всего побережья Байкала, добывание разрешений на проход через территории заповедников и т.п.

Первый пункт в этом списке был нашим самым слабым местом — получалось, что в большой поход придется идти на совершенно незнакомых лодках. Первой была куплена «Ладога–2». Мы проверили ее скоростные качества (при одном гребце), и пришли к выводу, что те 10–20% прироста скорости, которые дает «Ладога» в сравнении со старым «Тайменем–3» с резиновой «шкурой», не окупают дискомфорт и малую грузоподъемность этой красивой байдарки. Поэтому в качестве второй лодки была приобретена более вместительная байдарка «Нева–3». Некоторые узлы этих байдарок, которые, на наш взгляд, совершенно не выдерживали критики, перед походом были подвергнуты модернизации.

Далее предстояло выбрать дату начала нашего путешествия. Три известные нам экспедиции вокруг Байкала на байдарках начинались 1–2 июня. В июне холодно даже на Малом Море. С другой стороны, в конце августа погода на Байкале, как правило, еще вполне ходовая, хотя и ветреная, но теплая. Поэтому, предпочтя тепло холоду, дату выхода мы выбирали как можно более позднюю, но так, чтобы вернуться домой до сентября. Из этих соображений и возникла дата начала путешествия — 24 июня.

Выбор направления обхода Байкала — против часовой стрелки — долгих раздумий также не требовал: во–первых, против часовой стрелки направлено среднее течение в Байкале, во–вторых, в этом случае самое неприятное место — обжитой и изувеченный «хозяйственной» деятельностью юго–восточный берег Байкала — мы пройдем в самом начале, а не оставим напоследок.

Протяженность маршрута вдоль береговой линии была определена по спутниковым снимкам. Она составила 1950 км, включая 110 км по Иркутскому водохранилищу (путь по водохранилищу измерили по прямой, т.к. водохранилище для нас интереса не представляло). При средней скорости 30 км в день, с которой мы перемещались во всех предыдущих походах, нам требовалось ровно 65 дней для прохождения маршрута. Вернуться в Иркутск мы должны были 27 августа.

Из средств навигации у нас были компас, карты побережья с масштабом 1 см = 2 км и спутниковые снимки всего побережья Байкала (масштаб 1 см = 1 км). Для связи с Большой землей предполагалось использовать обычный мобильный телефон.

17 мая, более чем за месяц до даты нашего выхода, местные СМИ сообщили о том, что в экспедицию вокруг Байкала отправилась пара французских каякеров — Сандрин Ланж и Жульен Жофруа. Дата выхода вызывала изумление — в это время Байкал на 2/3 покрыт льдом.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.