Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

Планы устройства ночлежного дома в селе Култук

С начала приступа к работам по постройке Кругобайкальской ж.д., главным местом скопления как рабочих сил, так и строительных материалов и пищевых припасов является с. Култук,— единственное место, доступное для такого скопления.

Село Култук является единственным крупным населенным пунктом на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги и это же село, вместе с тем, является единственным пунктом на всем протяжении Кругобайкальской ж.д., к которому подходят прекрасныя грунтовыя почтовыя дороги из Иркутска и из Тунки.

В виду этого становится совершенно понятным, что вся громада отовсюду нахлынувшаго рабочаго люда, ищущаго заработка, идет прямо в Култук. И в Култуке, действительно, скопляется масса безработнаго, беднаго люда. Местное население само нуждается в заработке, само ищет заработка,— отсюда понятно, что оно не особенно дружелюбно относится к своим конкурентам, к этому пришлому люду, и не особенно дружелюбно дает пришлому люду помещение в своих домах. Цены на квартиры в Култуке не ниже иркутских, и масса рабочих остается буквально под открытым небом.

Такое положение людей, ищущих работы, было даже выгодно для тех, кто мог бы, если бы хотел, живя в Култуке, помочь рабочим, но кто сам искал случая нанять рабочих подешевле. Что бы, кажется, проще мысли об устройстве какого–либо пристанища для этих людей без работы?

Однако и для такого простого дела не нашлось инициаторов среди жителей села Култука. Инициатором этого дела выступила Виктория Николаевна Симберг, которая обратилась с просьбой к служащим на постройке Кругобайкальской дороги, приглашая их собрать (кто сколько может) по подписке денег, с тем чтобы на собранныя деньги был выстроен в Култуке ночлежный дом для пришлаго рабочаго люда.

Пока она предполагает выстроить барак человек на 50–т, а потом намеревается приспособить этот барак к зимнему помещению. Уже собрано, как мы слышали, свыше 200 рублей и, полагаем, на эту сумму теперь же будет выстроен барак. Раз дело будет начато, то, в случае недостачи средств, легко будет собрать недостающую сумму. Откладывать постройку тем более не следовало бы, что теперь, пока еще работы открыты не во весь фронт, особенно много нуждающихся в приюте.

Настаивая на том, чтобы барак был выстроен как можно скорее, я хочу высказать еще одно свое пожелание относительно формы пользования этим бараком.

В.Н. Симберг, приглашая желающих помочь начинаемому ею делу, высказывает свое предположение, что за пользование бараком будут брать с каждаго посетителя по 5 коп. за ночлег. Пять копеек за ночь, конечно, недорогая плата, особенно если за эти деньги будут давать кипяток для чая. Но все же надо иметь в виду и то, что среди нуждающихся в работе людей найдется много и таких, которым и пяти копеек за ночь заплатить нельзя, потому что нет у них ни копейки.

Уж раз вопрос поднят о нуждающихся в ночном приюте,— надо иметь в виду наиболее нуждающихся в нем.

И мне кажется, что В.Н. Симберг могла бы найти людей, которые согласились бы систематическими взносами поддерживать барак после того, как он будет выстроен. Вряд ли на подержание барака потребуется так много, как много взималось бы с рабочих, если бы каждый день со всех 50 человек брали по 5 копеек, что составило бы 75 рублей в месяц.

При самой минимальной плате за ночлег можно быть уверенным в том, что очень многие бедняки (предмет забот Виктории Николаевны) останутся все–таки под открытым небом, а ведь, устранение этого–то именно печального явления и представляет собою предмет забот В.Н. Симберг.

Автор: А. Афанасьев

Источник: «Восточное обозрение» № 126, 1 июня 1902 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.