Lake Baikal

Изследование Байкала

«Кроншт. вестн.» сообщает следующия сведения о деятельности морского министерства по изследованию Байкальскаго озера, которому временно придется служить соединительным звеном между двумя частями Сибирской железной дороги:

Соприкосновение великаго сибирскаго пути с этим озером вызвало мысль: 1) об эксплоатации его как естественнаго подъездного пути для пароходнаго соединения двух концов железной дороги, пересекаемой Байкалом, впредь до осуществления Кругобайкальской железной дороги, и следовательно, 2) о необходимости гидрографическаго изследования этого озера.

Мысль эта приняла определенную форму в записке, составленной в начале 1894 года в канцелярии кабинета министров и одобренной комитетом сибирской железной дороги, причем была намечена и примерная программа работ, а выполнение их было предложено морскому министерству, изследовавшему уже гидрографически некоторые из наших больших внутренних бассейнов, каковы: Каспийское море, Ладожское и Онежское озера.

Бывший управляющий морским министерством, генерал–адъютант Чихачев, нашел необходимым однако раньше, чем приступить к работам на Байкале, командировать туда офицера гидрографа, который бы ознакомился на месте с условиями судоходства на Байкале и условиями работ, чтобы на основании собранных сведений составить программу работ и смету расходов. Комитет сибирской железной дороги одобрил это представление и отпустил необходимыя для этого средства, выразив надежду, что вместе с соглашением программы будут уже теперь даны некоторыя практическия указания для судоходства по Байкалу.

Этот предварительный обзор был осуществлен, в отчетном году корпуса флотских штурманов подполковником Дриженко вместе с капитаном Тимрот (бывшим лейтенантом).

В распоряжении подполковника Дриженко находился небольшой винтовой пароход, который, при просвещенном содействии иркутскаго генерал губернатора, генерал–от–инфантерии Горемыкина, был безвозмездно на все время изследования озера предоставлен правительству, вместе с командой и полным содержанием, владельцем пароходства по Байкалу, потомственным почетным гражданином А.Я. Немчиновым.

Экспедиция была богато снабжена от морскаго министерства всеми необходимыми гидрографическими и навигационными инструментами, книгами и обстоятельными инструкциями.

Проведя июнь, июль и август месяца, в плавании по Байкалу, экспедиция ознакомилась с условиями работ и судоходства, произвела рекогносцировочные промеры у берегов и 7 поперечных линий промера в северной части озера, определила астрономически несколько пунктов по берегам озера и на его островах, озаботилась учреждением 3–х станций для наблюдения уровня озера, сверх двух уже существующих, сняла более ста фотографических видов берега и пр.

Суровыя естественныя условия, в которых находится Байкал — низкий уровень температуры, недостаток закрытия от ветра и удобных якорных стоянок, густые и частые туманы в связи с местными пожарами, окутывающими все озеро густой пеленой дыма,— по заключению экспедиции, являются серьезною помехой для пользования озером, особенно осенью, так, что судовладельцы почти не пользуются 2–мя (?) месяцами навигации: ноябрем и декабрем (Байкал вскрывается в начале мая и замерзает в декабре), в виду особенно частых и сильных осенних штормов.

При таких обстоятельствах судоходства, при совершенном отсутствии морских карт, лоции, освещения и ограждения озера и сколько–нибудь сносных навигационных познаний среди капитанов–самоучек, этих беззаветных тружеников, плавание по озеру имеет необезпеченный, рискованный характер, и самое существование плавания можно объяснить только крайней необходимостью пользоваться Байкалом как единственным путем сообщения, с одной стороны, и большими выгодами, которыя здесь пароходство приносит, с другой.

Источник: «Байкал» № 29, 16 августа 1898 г.