Lake Baikal
П. Е. Кулаков, 1898 г.

Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств (бывшаго Ольхонскаго ведомства) Верхоленскаго округа Иркутской губернии

Свободное времяпровождение

Мы сказали, что буряты справляют свадьбу шумно, весело и всегда в большом обществе. Вообще они большие охотники до общественных удовольствий и празднеств. Тайлаганов, больших и малых, у ольхонских бурят, вследствие их сравнительной бедности, должно было бы быть меньше, чем у других бурят Иркутской губернии, на самом же деле их не меньше, а больше. Общественныя попойки, так называемый духорян или архидаченье, как называют русские, очень распространены13). Правда, что такое праздное времяпровождение как духорян продолжается у ольхонских бурят лишь недолгое время в году. Оно бывает в летниках, в то время, когда скот дает наиболее молока и когда курится много тарасуна. Оно менее продолжительно у ольхонских, чем у других бурят, так как у населения Кутульскаго и Еланцинскаго ведомств больше дела: большинство мужчин уходит на лето на рыбные промыслы, остающимся в улусах много домашних и утужных работ.

13) Когда котел тарасуна насижен, в юрту бурята обыкновенно собирается несколько соседей. Прежде всего, старший из бурят, шаман, если он присутствует, или хозяин, черпает из котла немного тарасуна и выливает его на огонь, в честь хозяина огня, произнося в это время соответствующия молитвы или заклинания. Затем чашка с тарасуном передается почетнейшему гостю, который в свою очередь «брызгает», отливает часть вина, и делает это в честь дедов и прадедов. Отведав немного тарасуна, он передает чашку хозяйке, которая подливает вина и снова передает чашку гостю. Затем по очереди по чашке подается каждому гостю, причем гости обязательно обмениваются между собою приветствиями и тарасуном. Когда тарасун в одной юрте кончен, гости вместе с хозяином отправляются в другия юрты, причем предварительно спрашивают хозяев или хозяек, имеется ли у них тарасун (отказывать кому–либо в тарасуне, когда он есть, считается грехом). Если тарасуна нет, то компания переходит в другую юрту.

Во время праздников, когда собираются буряты вместе, они поют свои многочисленныя песни, которыя у них, как и у идинских бурят, делятся на архиндун и шокшогодун, песни серьезнаго содержания, трактующие вопросы мироздания, истории и мифологии, и песни легкаго, веселаго содержания. Они проводят также свободное время в пении преданий (тухэ) или в разсказывании их (ургыр), повторяют свою родословную, которую помнят очень хорошо, так что каждый мальчик может разсказать, из какого племени он произошел, чем отличилось это племя или отдельные его представители и повторить имена своих отцов и дедов за много поколений.

Кстати, по поводу имен. Шаманисты дают своим детям, как имена, названия различных предметов, какия только придут в голову или первые попадутся на глаза. Поэтому бурятския имена, по большей части,— названия наиболее часто попадающихся обыденных предметов на русском или бурятском языке. Вот для примера несколько имен: Старик Алсыков, Варнак Турянков, Барбаха Собакин, Собака Малаев, Мангут (русский) Моркоев, Таршинай (старшина) Бойдоев. Кроме того, шаманисты часто называют детей исковерканными русскими именами: Малашка, Гаврюшка, Ванюшка и т. д.

Источник: Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества по отделению статистики, Т. VIII, выпуск I, стр. 1-43.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.