Lake Baikal
П. Е. Кулаков, 1898 г.

Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств (бывшаго Ольхонскаго ведомства) Верхоленскаго округа Иркутской губернии

Ранние браки. Калым и адляй

Женят своих детей буряты по большей части рано. Во время переписи очень часто приходилось регистрировать семейства, где мужу 17–20 лет, и очень часто на вопросы, давно ли они женаты, буряты показывали 3–5 лет. Такие ранние браки сами буряты объясняли желанием взять в дом работницу или желанием, чтобы у детей скорее пошли дети–работники. Такие ранние браки и, самое главное, плодовитость таких браков в то время, когда мужья недостаточно созрели в половом отношении невольно вызывают подозрение, не развито ли у инородцев снохачество. Но единогласныя показания самих бурят говорят против этого. По их словам, на такой грех едва ли кто решится. У ольхонских бурят есть даже обычаи, предупреждающее возможность подобных случаев и возможность близких отношений между невесткой и свекровом или старшими братьями мужа. Так, свекор никогда не должен ходить при невестке с голыми до колен ногами, а невестка не должна при свекре ходить даже с открытой головой. Она не должна сидеть, когда свекор стоит или ходить по юрте (требуется особое позволение), она не должна называть ни свекра, ни старших братьев мужа по имени. В юрте молодая невестка должна занимать место в северной стороне, куда свекор ни под каким видом не должен садиться (его место в западной стороне юрты); когда свекор входит в юрту женатаго сына, он останавливается перед дверью и каким–нибудь способом дает о себе знать — кашляет или что нибудь говорит, для того чтобы невестка успела принять должный вид11).

Свадьба у бурят — большой праздник, справляемый шумно и весело. Так как мы стараемся указывать здесь лишь одне местныя особенности, то укажем на сохранившиеся в большой силе в Ольхонском ведомстве обычай хухур. Хухур — сосуд, вмещающий 1/2 ведра. Когда хозяин устраивает свадьбу, он собирает от каждой юрты (хозяйства) в своем улусе по 1 хухуру тарасуна, а если тарасуна нет, то берет деньгами по 50 коп. за хухур. Обычай этот — остаток коммунальнаго быта, когда свадьба справлялась целой общиной (турэ зоной — общественная свадьба).

11) Возникает подозрение, не является ли такое обилие предупредительных мер доказательством существования снохачества, протестом против котораго со стороны молодых мужей и являются эти меры.

Калым (атан) взимается за невесту так же точно, как взимается он у других бурят Иркутской губернии, деньгами и скотом. Калым велик у всех бурят Иркутской губ., а для крайне плохо обезпеченнаго ольхонскаго населения он велик непомерно; 300–400 руб. в переводе на деньги считается средним калымом. Калым уплачивается иногда с разсрочкой, но до тех пор, пока он не выплачен сполна, жена не переходит в дом мужа окончательно, а ездит лишь к нему на время. В случае расторжения брака калым возвращается: отцом, если жена уходит к нему, а если она выходит замуж за другого, то новым мужем. В архиве бывшаго Ольхонскаго ведомства, в «книгах для записывания актов и других документов» мы нашли много характерных данных по этому поводу12).

12) 12) Приводим целиком для образца две таких подписки: «1893 г. Января 23 дня я, нижеподписавшийся, инородец Кутульскаго ведомства, Хенхедорскаго рода, Урбажан Дудаев, дал сию подписку инородцу одного со мною ведомства и рода Абагаю Азарганову в том, что по случаю несогласия невестки Азарганова, Хатыл, жить в замужестве с сыном его, Алыдаем, я принимаю ее в супружество с согласия Азарганова с тем, что следующий за нее калым в количестве 370 р. и 26 голов скота, обязуюсь уплатить Азарганову, а именно: при даче сей подписки 50 р., а остальные 320 р. и скота 10 голов рогатаго, 4 лошади средняго достоинства и 12 овец к 28 Января сего года и сказанный платеж обезпечиваю в случае неуплаты своим имуществом, в том и подписуюсь (следуют подписи свидетелей). Затем: инородка Хатыл Бунсинаева согласна на развод и оставляю своего сына Мангуша инородцу Абагаю Азарганову (подписи и далее): следующия вещи Бунсинаевой — одеяло, два камосиных и один простой войлок, две шубы, две пары обуток, одни сапоги, одну шаль, простой ящик, возвратил инородец Абагай Азарганов (подписи)».

«1895 г. Октября 31 дня, я, нижеподписавшийся, Иркутск. губ., Верхол. окр., Еланцинск. вед. 2 Черн. рода, Кисинскаго улуса инородец Мальжу Максимов, дал сию подписку инородцу одного со мною ведомства 5 Черн. рода Ушотоевскаго улуса Бахру Баинову в том, что если моя родная сестра убежит или окрестится она в православную веру, то я, Максимов, обязуюсь уплатить уговоренный калым по бурятскому обычаю, на сколько мы согласились с обоюдной стороны, в том и подписуюсь (следуют подписи)».

Необходимость уплаты калыма часто лишает возможности вступления в брак здоровым бурятам. С другой стороны, богатые имеют по две жены. По большей части вторую жену берут тогда, когда от первой нет детей. Очень часто виновниками бездетности жен являются мужья, ибо большинство семейств двоеженцев или совсем не имеют детей — или имеют их очень мало. (Отсюда понятно вредное влияние на прирост населения многоженства и обычая уплаты за невесту калыма). Как противовес калыму в бывшем Ольхонском ведомстве распространен обычай адляй — сменки. Он заключается в том, что бурят, имея и сына, и дочь, отдает одного из них другому буряту, у котораго также есть и дочь, и сын. Дочь он отдает, не требуя за нее атан, но с тем, чтобы теперь или позже получить за нее в жены для своего сына дочь другого. Такая сделка называется адляй.

Источник: Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества по отделению статистики, Т. VIII, выпуск I, стр. 1-43.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.