Lake Baikal

Залив или рейд Лиственичный

(См. Атлас Байкала: сборный лист № 1; листы 2–А, 29–А, 1–В и карту южной части Байкала).

Пространство. Обзор берега. Приметные возвышенности. Реки

Залив или рейд Лиственичный, заключающийся между мысами Толстым — с запада и Лиственичным (или Березовым, по старым картам) — с востока, и имеющим на этом протяжении 18 верст, вдается от этих пределов, в виде воронки, к северу на 5.5 верст. В самом северном углу залива между мысами Устянским и Экспедиции вытекает из Байкала быстрым потоком между подводными грядами камней река Ангара, имеющая в этом месте около 600 сажен ширины, причем посредине ее, у истока, находится едва возвышающийся над водой, в виде небольшой белой кварцевой скалы, Шаманский камень.

Оба берега Лиственичного залива состоят из однообразных, обращенных очень крутыми скатами к озеру, возвышенностей, из которых ближайшие хребты, высотой 400–700 фут, тянутся параллельно направлению береговой черты, пересекаясь на правом берегу — в NO–м, а на левом — в NW–м направлениях узкими падями1), с пробегающими иногда по ним ручьями. На правом берегу залива расположены пади Большая и Малая Черемшанки, Крестовая и Узкая2); на левом берегу — Малый Баранчук3), Щелка, Зобушка, Сенная4), Марьянная, Темная, Большой Баранчук, Гладилиха и Каторжанка. Горные скаты, обращенные к озеру и частью лишенные растительности, местами характеризуются почти отвесными, обнаженными склонами холмов. Лес растет преимущественно в падях по внутренним скатам и частью на вершинах холмов, причем растительность левого берега отличается большим разнообразием, чем растительность правого берега, где преобладает лиственница. В этой гористой местности пади представляют почти единственные места для поселения, сенокоса и пастьбы скота. Кое–где у самого берега озера встречаются небольшие деревянные срубы, покрытые корой и дерном, представляющие примитивные жилища и служащие временными убежищами для рыбаков и косцов и носящие название «зимовьев»5).

Мыс Толстый, представляющий собой один из наиболее выдающихся отрогов, отбрасываемых в озеро береговым хребтом, оканчивается конусообразным возвышением, высотой в 672 фута; на верхней площадке этого возвышения находится астрономический пункт Экспедиции. У береговой черты, с юга, мыс окружен огромными глыбами — обломками скал, с восточной же и западной сторон имеется незначительная полоса крупных валунов и накатника6).

Мыс Бакланий, следующий от него к северу, мало выдается от береговой черты, представляет собой отвесную гранитную скалу и заметен только по находящемуся вблизи него большому плоскому камню, на котором собираются бакланы.

Мыс Зобушка получил свое название от зыбкой почвы на низменной части мыса, образовавшейся от стекающих с горного склона и из крутой пади ручьев, смывающих мягкие землистые части и образующих трясины, поросшие мохом и травой. Самая же оконечность мыса состоит из крупных валунов.

Мыс Устьянский (Малый Баранчук) скалист и обрывист. Вокруг этого мыса, на взорванных из его пород обломках, сделана насыпь, продолжением которой служит деревянный мол, идущий почти на 1/4 версты к WSW и оканчивающийся развилкой, в которую входят ледоколы, содержащие пассажирское и товарное железнодорожное сообщение между обоими берегами Байкала.

1) Падь — ущелье между холмами или горами.

2) Падь Узкая начинается у церкви, в атласе не подписана.

3) Название «Баранчук», иначе — «Баранчик».

4) В атласе не подписана.

5) Проведение в настоящее время по западному берегу залива от М. Баранчука до м. Толстого и далее до г. Мысовска Кругобайкальской железной дороги вызвало усиленное заселение всей этой местности, особенно по падям.

6) Накатником у местных жителей называется крупная галька, наносимая (накатываемая) волной на берег.

По насыпи проходит железнодорожный путь от Иркутска по левому берегу р. Ангары, и на этой же насыпи под самой горой находится станция «Байкал» Кругобайкальской железной дороги.

Защитным молом около 50 саж. длиной, вместе с упомянутой дамбой с развилкой отделяется от озера довольно значительная гавань Баранчик для судов с осадкой до 11 фут.

Для обозначения входа в гавань в ночное время на конце развилки поставлен красный огонь и на NW конце мола зеленый, а в глубине гавани на берегу, против входа на железной маячной башне, белый огонь. Приведя этот последний как раз посредине между красным и зеленым огнями, можно безопасно вводить в ворота, пройдя которые обязательно швартоваться к стенке, так как на якоре в гавани стоять не разрешается. Входить в гавань можно также и с W–й стороны мола, придерживаясь ближе к последнему, так как здесь более глубоко.

Все внутренние стенки гавани приспособлены для приставания пароходов: сейчас же за развилкой — для ледоколов, в гавани — для катеров и пароходов железнодорожной переправы, дальше — для частных пароходов, в самом углу близ вокзала — для мелкосидящих катеров, а у стенки вдоль полотна железной дороги, идущей к м. Толстому, для барж7).

Мыс Экспедиции представляет собой ровную зеленую площадку на небольшой высоте, спускающуюся круто к истоку Ангары, где она окружена узкой полосой крупного камня с песком, поросшей травой. На самой площадке находится таможенная застава со служебными постройками. По юго–восточную сторону мыса, в 1/2 версте, находится волнолом, отделяющий небольшую гавань для судов. Гавань эта называется Сибирской пристанью.

Мыс Лиственичный (или Березовый на прежних картах) низмен и состоит из уплотнившегося прибойного материала в виде гальки и крупного песка. На нем расположены: стапель, на котором собирались паром–ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара», судостроительные и ремонтные мастерские и склады леса и материалов для всего судового каравана Байкальской железнодорожной переправы, контора той же переправы с домами для служащих; там же вторая таможенная застава. По южную сторону мыса — пристань для паровых катеров.

7) Не лишним будет здесь отметить принятый и строго исполняемый обычай на Байкале, при входах в гавани давать свистки: один издали, подходя к гавани, два — вблизи входа в гавань и три — перед самым входом в гавань.

Западный берег залива Лиственичного, от мыса Устьянского до мыса Толстого, каменист и усеян надводными и подводными камнями. Исключение составляют небольшие площадки около упомянутых выше падей, где береговая полоса состоит из намыва мелкой гальки и песка и вследствие этого доступна шлюпкам.

Побережье восточного берега залива, от мыса Экспедиции до мыса Лиственичного, состоит преимущественно из мелкой и крупной гальки и кое–где из крупного песка. На узкой, местами не превышающей 20 сажен ширины, береговой полосе, на протяжении 5 верст от истока Ангары, расположено село Лиственичное, постройки которого лепятся почти под самыми скатами круто спускающихся возвышенностей и по бокам падей.

Население занимается рыбными промыслами, работами по перегрузке с судов и мелочной торговлей. В Лиственичном помещаются: почтово–телеграфная контора, метеорологическая станция; главная контора и мастерские пароходства наследников А. Я. Немчинова; имеется церковь и церковно–приходская школа. В настоящее время, с проведением железнодорожной линии Иркутск–Байкал и далее кругом Байкала до смыкания с Забайкальской дорогой, село осталось в стороне и как передаточный пункт через озеро потеряло все значение, что заметно отражается на его торговле и промыслах. Кроме упомянутых выше Сибирской и ледокольной пристаней, на этом берегу залива имеются две пароходные пристани, огражденные волноломами: Крестовская — против Крестовой пади, в расстоянии около 2 верст от мыса Лиственичного, и Товарная или Немчиновская,— в расстоянии 3/4 версты от того же мыса. Тут же зимуют все пароходы и другие суда. Почтовая дорога в Иркутск проходит вдоль самого берега. На всем этом протяжении берег вполне доступен шлюпкам.

Рельеф дна прибрежной части

Берега залива Лиственичного имеют преимущественно приглубый характер. Огромные глубины подходят всюду почти к самому берегу, не удаляясь от него далее 100–250 сажен, причем 30–ти саженная горизонталь вдоль западного берега залива почти до самого мыса Толстого не удаляется от берега далее 100 сажен, вдоль восточного же и северного — далее 100–150 сажен. Исключение из этого общего характера составляют:

  • Мыс Толстый по южную и юго–западную свою сторону, где 16–ти футовый риф отходит от берега на 75 сажен, а 30–ти саженная горизонталь — на 150 сажен.
  • Мыс Лиственичный, где 6–ти футовый каменистый риф выступает на 25 сажен, а 14–ти футовый, также каменистый, на 175 сажен и где 30–ти саженная горизонталь проходит в расстоянии 200 сажен от берега.
  • Входные в Ангару мысы Устьянский и Экспедиции, где 12–ти футовый каменистый риф выступает от берега на 150 сажен; 30–ти футовый — на 175 сажен, а 30–ти саженная горизонталь проходит в расстоянии 250 сажен.
  • Береговая полоса на 1/2 версты севернее Крестовской пристани, где 30–ти футовый риф выступает на 120 сажен.

За пределами 30–ти саженной горизонтали Лиственичный рейд очень глубок; в 150–200 саженях от берега встречаются глубины более 140 сажен. Далее глубины увеличиваются быстро и, наконец, дно образует резкий обрыв до глубины в 700 сажен. Так, например, против пади Малый Баранчук, в расстоянии версты, глубина 75 сажен, грунт камень; в 350 саженях к югу от мыса Устьянского — 78 сажен; в 1.5 верстах на SW от Сибирской пристани — 105 сажен; против Лиственичной Церкви, в 175 саженях — 72 сажени; на меридиане мыса Зобушка, в расстоянии 3/4 версты к югу, глубина 270 сажен; в расстоянии же 2.25 версты — 580 сажен.

Якорные стоянки

Лиственичный рейд у села Лиственичного совершенно закрыт от ветра верховика (NO), который только из падей вырывается порывами, не производящими вблизи берега никакой волны, так что у Лиственичного даже при очень сильном верховике нельзя себе составить понятия о том, что делается на озере, тотчас выйдя за мыс Лиственичный, и лишь на горизонте к SO видна бывает полоса взволнованного озера, отличающаяся темным цветом.

От ветра култука (SW), имеющего здесь почти направление WSW и даже иногда и W, рейд защищен своим юго–западным берегом, причем до с. Лиственичного отчасти доходит зыбь.

Во время свежей «горной» погоды (NW) на Лиственичном рейде дует часто ветер, так называемый низовой (от W), достигающий весьма значительной силы.

Самым неприятным ветром для Лиственичного рейда является шалонник (SO), редко дующий, но осенью достигающей огромной силы и разводящий большое волнение.

Ввиду этого, а также указанной выше приглубости берега, вполне безопасными якорными стоянками в Лиственичной бухте являются только искусственные гавани (пристани): М. Баранчук, Сибирская, Крестовская, Товарная или Немчиновская. Относительно последних двух необходимо заметить, что за последнее время, вследствие сокращения пароходства А. Я. Немчинова, они остаются почти без ремонта, а потому стенки и волноломы приходят в ветхость и самые гавани до того сильно засариваются, что Крестовская, например, пристань имеет теперь один только выход по направлению к SO, другой же выход доступен только для судов с самой малой осадкой.

При входе в Товарную гавань со стороны мыса Лиственичного необходимо придерживаться ближе и волнолому, так как посредине прохода лежит камень, которого часто касаются входящие пароходы.

На обоих концах волнолома Товарной пристани, а также на SO конце волнолома Крестовской пристани в ночное время на флагштоках поднимаются белые огни в простых фонарях.

Склонение компаса

Склонение компаса для Лиственичного рейда определено между NW концом села и таможенной заставой на холме в 1897 году; оно, приведенное к средине 1898 года, равно 1°34' O–ое; определение склонения в пади Крестовка указало здесь на существование возмущающей силы: при наблюдениях стрелка магнитного теодолита принимала значительно расходящиеся направления, хотя никакой магнитной бури на Иркутской магнитной обсерватории в это время замечено не было; величина склонения около заставы, отличаясь от ближайших соседних, указывает на некоторую магнитную аномалию.

Склонение компаса у м. Толстого — 1°07' O–ое, приведенное к 1898 году.

Астрономические пункты

Астрономические пункты: в с. Лиственичном, деревянный столб в ограде церкви, широта 51°51'06".4 и долгота 104°51'16".7 восточная от Гринвича; крест колокольни, широта 51°51'06".3 и долгота 104°51'17".4 вост. от Гринвича.

Источник: Лоция и физико–географический очерк озера Байкал, под ред. бывшего начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф.К. Дриженко, 1908 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.