Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » Новости » Занимательная арифметика
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

Занимательная арифметика

Стоимость одного километра дороги Адлер - Красная поляна на порядок выше стоимости километра Кругобайкальской железной дороги, прорубленной в начале XX века вручную в байкальских скалах.

Кругобайкальская железная дорога, построенная царским правительством в начале прошлого века, обошлась казне в кругленькую сумму. Настолько кругленькую, что дорогу звали «Золотой пряжкой» на стальном поясе России. Каждый километр участка станция Байкал - станция Мысовая, протяженностью 260 км, обошелся в 130 тысяч рублей. Неудивительно, что стоимость Кругобайкальского участка столь высока - на самом сложном участке станция Байкал - Култук, длиной всего 85 км, в отвесных байкальских утесах вручную прорублено 39 тоннелей, 16 галерей, построено около 470 водопропускных сооружений - мостов, виадуков, труб, около 280 подпорных стенок. Общая длина тоннелей составляет 8.5 километров. В связи с отсутствием на этом участке байкальского берега прибрежной полосы, все необходимое для строительства летом завозилось по воде, зимой - по льду. Большую часть строителей составляли приезжие со всей России - на стройке неплохо платили. На заготовке камня зачастую использовался труд каторжан. Много было иностранцев - албанцев, поляков, итальянцев.

До недавнего времени я пребывал в уверенности, что 130 тысяч царских рублей за километр - это гигантская сумма по тем временам. Пока не узнал, что каждый километр дороги Адлер - Красная поляна (протяженностью 45 км) обошелся стране в 6 миллиардов рублей. Попробуем сравнить эти две цифры. Не будем мелочиться, округлим вверх, хоть это и против правил арифметики, и будем считать, что километр Кругобайкалки стоил 200 тысяч рублей, тем более что километр дороги, вырубленной вручную в байкальских утесах на вышеупомянутом участке станция Байкал - Култук, примерно так и стоил. Если я даже и ошибся раза в два-три в любую сторону, дальше будет видно, что это совершенно несущественно.

Сравнивать 200 тысяч рублей и 6 миллиардов будем, используя простой алгоритм - посчитаем, сколько стоимость километра дороги составляет долларов, булок хлеба, средних зарплат и т.п. в ценах соответствующего времени. Это что-то вроде известного индекса Биг Мака. Поскольку цену Биг Мака на начало прошлого века установить не удалось, будем использовать индекс бутерброда.

В начале XX века доллар стоил два рубля, фунт (0.4 кг) хлеба стоил 2 коп., фунт сливочного масла - 35 коп., средняя зарплата по стране в 1913 году была 23 руб.

В начале XXI века доллар стоит 30 рублей, булка хлеба 30 руб., килограмм сливочного масла 400 руб., средняя зарплата 27 тысяч руб.

Итак, 200 тысяч рублей в начале XX века это:

  • 100 тысяч долларов,

  • 10 миллионов булок хлеба,

  • 228 тонн сливочного масла,

  • 8 600 средних зарплат.

6 миллиардов рублей в начале XXI века это:

  • 200 миллионов долларов,

  • 200 миллионов булок хлеба,

  • 15 000 тонн сливочного масла,

  • 222 000 средних зарплат.

Мне неловко за царское правительство, но приходится признать, что километр дороги Адлер - Красная поляна дороже километра царской Кругобайкалки:

  • по курсу доллара в 2 000 раз,

  • по стоимости хлеба в 20 раз,

  • по стоимости масла в 65 раз,

  • по средней зарплате в 25 раз.

Забудем про курс доллара - его пути с рублем за век сильно разошлись, и без того видно, что строители дороги Адлер - Красная поляна заткнули за пояс отсталое царское правительство вместе с его «Золотыми пряжками». Говорят, в царской России тоже воровали и брали взятки. Наши несложные упражнения с таблицей умножения показывают, что предки были просто невинными младенцами, даже не представляя себе, как правильно воровать и брать взятки.

Самые дотошные могут сравнить стоимость затрат на жалкие 45 километров дороги Адлер - Красная поляна (260 млрд. рублей) со стоимостью всей Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороги в мире, протянувшейся на 9288 километров. Дорогу строили с 1891 по 1913 год и потратили около 1.5 млрд. рублей. Вы будете удивлены.

И вот еще что интересно - если в начале XX века на среднюю зарплату можно было купить 1150 булок хлеба, то в начале XXI - аж 900. За что боролись?

9 февраля 2013 г.

© Магия Байкала


 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2019.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.