Lake Baikal

Новые несчастные случаи на строительстве КБЖД

Некоторыя сведения об оригинальности технических приемов и способах работ г. Бонди на Кругобайкальской ж. д. уже довольно давно начали попадать на страницы «Вост. Об.», но, насколько мне известно, они ограничивались описанием методов постройки железнодорожных мостов, несмотря на то, что распорядки и других работ г. Бонди (напр., тоннельных и земляных) представляют интерес во всяком случае не меньший.

Прежде всего наблюдателя поражает необыкновенное обилие более или менее тяжких увечий, которым подвергаются рабочие, сделавшихся здесь заурядным, почти повседневным явлением. И это вовсе не обусловливается самым характером работ, какими–нибудь исключительными опасностями, с которыми приходится иметь дело,— далеко нет. В большинстве случаев остается только удивляться, каким это образом люди из всякаго пустяка ухитряются создать серьезную опасность и вызвать несчастный случай?

Очень частыя несчастныя «случайности», по–видимому, вполне убедили всех, что иначе и быть не может, что все это в порядке вещей и потому обыкновенныя увечья,— напр.,— переломы ног, ребер,— уже не обращают на себя особеннаго внимания.

Но все же иногда здесь имеют место происшествия, производящия некоторую сенсацию своей нелепостью и трагической развязкой в среде избалованной в этом отношении здешней публики.

В средине ноября пред началом каменной кладки в тоннеле «Хабартуй» в этот тоннель был поставлен бак для воды, необходимой для работы каменщиков. Бак внутри заледенел и его необходимо было оттаять. Для этого один из служащих г. Бонди велел положить туда пакли, облить ее керосином и приказал одному из рабочих, Трюнину, влезть туда и поджечь. Тот с успехом выполнил поручение и сгорел сам внутри бака, имевшаго более сажени высотой, не успев выбраться оттуда.

Получил серьезные ожоги также и брат погибшаго, пытавшийся оказать ему помощь. Тщетно присутствующие пробовали опрокинуть горящий бак, он зацепился и не двигался с места.

Так и сгорел человек...

Об этом здесь говорили целых три дня.

По случаю начала каменной кладки, которая не может производиться на холоде, вход тоннеля наглухо закрыт воротами и легко себе представить, какой воздух теперь в штольне при отсутствии искусственной вентиляции, где работают десятки людей и, кроме того, происходят взрывы динамита. С рабочими делается рвота и даже обмороки. Одному, напр., посчастливилось лишиться сознания на самом краю углубления штольни. Он упал туда и весьма основательно разбил голову о камни.

Местныя техническия силы, очевидно, безсильны в борьбе с этим злом.

Господа! Пусть рушатся ваши мосты (даже лучше, если еще до пробы), но к жизни и здоровью человека следует относиться не так легкомысленно.

Источник: «Восточное обозрение» № 277, 3 декабря 1903 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.