Lake Baikal

История строительства Кругобайкальской дороги по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1903 г.

  • Январь. 3–го января в Култук к приставу Лейкуму пришли из Хабартуя более полутораста человек рабочих контрагента Бонди, не удовлетворенных заработной платой. Благодаря только тактичности Лейкума, успокоенные на время рабочие ушли обратно. Долго ли еще в конторе Бонди будет практиковаться этот неудобный для общественного спокойствия способ расчета?

    «Восточное Обозрение» № 7, 9 января 1903 г.

  • Март. Закрытие приемного покоя для больных рабочих на КБЖД.

    «ВО» № 55, 6 марта 1903 г.

    Сбор в 11/2% на лечение больных и на приемный покой на Кругобайкальской дороге составляет со всех работ 600 т.р.

    «ВО» № 56, 7 марта 1903 г.

    На линии Кругобайкальской ж.д. зарегистрировано 5 случаев дифтерита и солидный процент заболеваемости цингой. На последнее обстоятельство, как подготовляющее обширное поле деятельности для ожидаемой весной холеры, обратил внимание местный медицинский инспектор.

    «ВО» № 60, 12 марта 1903 г.

    Случаи гибели и увечья рабочих на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 71, 25 марта 1903 г.

    У г. Арцыбышева, контрагента Кругобайкальской ж.д., на работах в пади Каторжанка, работают поденно, без контракта, а между тем система штрафов практикуется довольно усердно. Любопытно, куда же деваются штрафныя суммы,— неужели в пользу подрядчика? Ведь этак можно низвести плату рабочему до очень выгодных для контрагента размеров.

    «ВО» № 73, 28 марта 1903 г.

  • Апрель. Гибель рабочего из–за некачественного динамита.

    «ВО» № 81, 6 апреля 1903 г.

    На днях была конкуренция на получение подряда по постройке гражданских сооружений на Кругобайкальской жел. дор. общею сложностью на 800 000 руб. с лишним. В числе торгующихся были Березовский, Мамонтов, Краевский, Шмерлинг и др. Самыя дорогия цены заявлены Березовским, самыя дешевыя — Шмерлингом. Разница в ценах этих двух подрядчиков выразилась в почтенной сумме 99 000 руб.

    Но все же работы за Шмерлингом не оставлены, т.к. начальство нашло такой «аукционный» способ сдачи работ неудобным.

    «ВО» № 87, 15 апреля 1903 г.

    В конце марта доктор Попов и инженер Денисов составили акт о том, что у контрагента Кирикова рабочие, за неимением бараков, живут в тепляках, в которых возводятся устои искусственных сооружений на пикетах №№ 374, 395 и 475. Тепляком называется вырытая в земле яма, сверху прикрытая крышей, в которой для отогревания камня и раствора поставлено несколько железных печей, и в этой насыщенной испарениями атмосфере, при минимальном количестве света, рабочие не только работают, но и живут. Немудрено, что больницы переполняются цынготными и другими больными. В этот же акт попали и прелести барака контрагента г. Бонди на Солзане, у которого стены текут, покрыты плесенью и т.п.

    «ВО» № 98, 27 апреля 1903 г.

    Подряд на постройку всех гражданских сооружений на Кругобайкальской железной дороге сдан без конкуренции подрядчику Шмерлингу, заявившему на предыдущих торгах, которые были объявлены несостоявшимися, самую дешевую цену.

    «ВО» № 100, 30 апреля 1903 г.

  • Май. Понудительные наряды в связи с переносом срока сдачи дороги.

    «ВО» № 108, 11 мая 1903 г.

    Подрядчики Кругобайкальской ж.д. жалуются на очень плохое качество получаемаго за последнее время динамита, который приходит испорченным, с выступившим наружу нитроглицерином, хотя такой динамит и крайне опасен при его употреблении, но это нисколько не оправдывает гг. подрядчиков, так как каждый контрагент обязан иметь на работах техника, хорошо знакомаго с употреблением этого капризнаго взрывчатаго вещества.

    «ВО» № 108, 11 мая 1903 г.

    К приезду министра путей сообщения кн. М.И. Хилкова на ст. Половина, в 30 в. от ст. Байкал, приурочивается освящение церкви.

    «ВО» № 109, 13 мая 1903 г.

    Удручающее состояние дел с медициной на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 110, 14 мая 1903 г.

    6 мая пожалованы орденами: св. Анны 3 ст. — производитель тоннельных работ на постройке Кругобайкальской ж.д. инж. Трескинский.

    «ВО» № 112, 18 мая 1903 г.

    Прибытие 20 мая в Иркутск министра путей сообщения.

    «ВО» № 114, 21 мая 1903 г.

    Министр путей сообщения, согласно назначеннаго расписания, должен быть 21–го днем на ст. Байкал. Затем проедет на казенном пароходе до Култука, где ночует. 22–го тронется далее с остановками в Слюдянке, разъезде Веселом, Утулике, Солзане, Снежной, Мишихе. В Слюдянке предполагается ко времени приезда министра приурочить закладку пассажирскаго здания.

    «ВО» № 115, 22 мая 1903 г.

    Поездка министра путей сообщения по работам Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 116, 23 мая 1903 г.

    Министр путей сообщения отбыл со ст. Иннокентьевской вчера, 23 мая, в 9 ч. 20 м. утра. На ст. Челябинск экстренный поезд прибудет в 9 ч. вечера на пятыя сутки, пробыв в пути 4 суток и 111/2 часов.

    «ВО» № 117, 24 мая 1903 г.

    Всем подрядчикам разосланы наряды об ускорении работ.

    «ВО» № 117, 24 мая 1903 г.

    О проблемах врачей на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 118, 25 мая 1903 г.

    Подрядчикам, взявшим на себя устройство тоннелей на Кругобайкальской ж.д., выданы наряды на устройство тоннелей в два пути.

    «ВО» № 121, 30 мая 1903 г.

  • Июнь. Пристань в Танхое готова и 15 июля предполагается передача участка Мысовая–Танхой в эксплоатацию. По передаче, ледокол «Байкал» будет ходить в Танхой, а ледокол «Ангара» — в Мысовую.

    «ВО» № 124, 3 июня 1903 г.

    Доктор Станкевич предъявил через присяжнаго повереннаго Кудряваго иск в 8000 руб. к управлению Кругобайкальской ж.д., оставшись недовольным управленской расценкой своего потеряннаго на службе здоровья. Хорошо, кабы и другие потерпевшие последовали этому благому примеру.

    «ВО» № 124, 3 июня 1903 г.

    Мы слышали, что 5 июня инженер Савримович и главный контролер Февицкий выехали на линию для осмотра работ. Это чуть ли не первый совместный объезд линии. Нам кажется, что если бы главный контролер и начальник работ объезжали бы линию чаще, то канцелярская работа много уменьшилась бы, да и злоупотреблений и небрежностей на линии было бы много меньше.

    «ВО» № 127, 6 июня 1903 г.

    Особенности строительства мостов на Кругобайкальской железной дороге.

    «ВО» № 133, 13 июня 1903 г.

    В редакцию приходил один из многочисленных рабочих, выписанных подрядчиком Березовским через своего довереннаго Клишина в Балаганске и разсказал, что все они, рабочие, были обмануты, и работы, о которой говорил Клишин, на самом деле оказалось очень мало, так что 20 человек из них пришлось «передать» Алексееву на ст. Иннокентьевской. Рабочий горько жаловался на подрядчика Березовскаго, говоря, что благодаря такому безцеремонному отношению к ним, семьи их голодают.

    «ВО» № 146, 28 июня 1903 г.

  • Июль. Неудачный выбор места для пристани в бухте Танхой.

    «ВО» № 148, 1 июля 1903 г.

    Нам пишут из Култука, что, наконец, в култукский приемный покой прибыл врач, в котором так нуждались и больница, и железнодорожные култучане. Долго ли он уживется? Култучане боятся, что сбежит и этот.

    «ВО» № 149, 2 июля 1903 г.

    Телеграмма от министра путей сообщения.

    «ВО» № 152, 5 июля 1903 г.

    Начальник работ по постройке Кругобайкальской жел. дор. инженер Б.У. Савримович уезжает в двухмесячный отпуск для поправления разстроеннаго здоровья за границу. Заместителем назначается помощник его, инженер К.Н. Симберг, который и принимает в настоящее время все делопроизводство по описи.

    «ВО» № 162, 17 июля 1903 г.

    Старший врач по постройке Кругобайкальской ж.д. г–н Каленкевич уезжает в двухмесячный отпуск по болезни; замещать его будет доктор Рассушин.

    «ВО» № 162, 17 июля 1903 г.

    Приобретение паровых катеров для строительства КБЖД.

    «ВО» № 163, 18 июля 1903 г.

    Обязанности старшаго врача Кругобайкальской ж.д. Калинкевича, уехавшаго в отпуск, будет относить врач IV уч. г. Молчанов.

    «ВО» № 164, 19 июля 1903 г.

    Организация медицинской помощи на КБЖД.

    «ВО» № 170, 27 июля 1903 г.

    Контрагент Кругобайкальской дороги г. Перцев возбудил ходатайство об открытии школы в пади Маритуй для безплатнаго обучения детей рабочих и служащих Кругобайкальской жел. дор. К ходатайству, как мы слышали, отнеслись сочувственно.

    «ВО» № 173, 31 июля 1903 г.

    31 июля выехала из Иркутска комиссия под председательством помощника начальника техническаго отдела Кругобайкальской жел. дор. инженера Богословскаго для передачи в эксплоатацию Забайкальской ж. дороги, начиная с 1–го августа, вполне оконченнаго участка Кругобайкальской ж.д. от Мысовой до Танхоя со всеми ветками.

    «ВО» № 177, 5 августа 1903 г.

  • Август. Начальник по постройке Кругобайкальской железной дороги г. Савримович переводится, и на его место назначается инженер г. Симберг. Начальник техническаго отдела той же дороги военный инженер г. Ксирихи переводится на Николаевскую железную дорогу.

    «ВО» № 174, 1 августа 1903 г.

    На станции Байкал Забайк. ж.д. учреждена таможенная застава с наименованием ея Байкальской.

    «ВО» № 179, 8 августа 1903 г.

    Тоннель, проводимый на Кругобайкальской ж.д. инженером Никитиным, нынешней осенью не будет закончен. Тоннель проводится австрийским способом, значительно ускоряющим работы. В настоящее время закончен главный ход и приступлено к полной разработке тоннеля на всем протяжении (364 саж.). Сделано несколько колец сводов.

    «ВО» № 181, 10 августа 1903 г.

    На днях начал свои рейсы второй казенный пароход, принадлежащий Кругобайкальской ж.д., под названием «Кругобайкалец». Главнейшия его части прибыли давным–давно, еще в апреле с.г., но окончательная сборка его была задержана неприсылкой заводом дейдвудной трубы, в ожидании которой пароход и простоял без дела до 3–х месяцев, и казна, по–видимому, понесла солидный убыток.

    «ВО» № 182, 12 августа 1903 г.

    Сильные дожди нынешняго лета дали богатый материал для наблюдений над горными речками, которыя приходится пересекать новостроющейся Кругобайкальской ж. дороге и вызвали, как мы слышали, некоторыя изменения в постройке проектированных искусственных сооружений.

    «ВО» № 182, 12 августа 1903 г.

    3 августа близ ст. Слюдянки на линии Кругобайкальской ж.д. чинами жандармской полиции составлен протокол на поставщика шпал Шашкова, который в указанной местности выстроил бани для рабочих, где рабочие, уплачивая по 10 к. за разовое посещение, имели возможность приобретать водку не только за деньги, но и за товары, получаемые по ордерам различных лавок.

    «ВО» № 183, 13 августа 1903 г.

    Пропажа 5 пудов динамита у подрядчика Голландскаго в свое время наделала большую тревогу. 7 августа пропавший динамит найден у рабочаго рядчика Лабзовскаго Гребенщикова.

    «ВО» № 183, 13 августа 1903 г.

    В больнице Кругобайкальской ж.д. на станции Баранчик устроена в помещении, занимаемом ранее фельдшерицей, чистая оперативная. Приветствуем эти шаги к улучшению санитарнаго дела. Жаль только, что фельдшерица лишилась хорошей комнаты.

    «ВО» № 186, 17 августа 1903 г.

    Жуткая картина строительства тоннеля на Киркидае.

    «ВО» № 186, 17 августа 1903 г.

    Бывшею 9 августа бурею на Байкале разбило массу барж. Часть их выбросило на берег около Снежной, часть около Слюдянки. О несчастьях с людьми пока не слышно. Казенные пароходы Кругобайкальской ж.д. не ходят на Снежную, т.к. вся пристань завалена обломками барж и пристать нельзя.

    «ВО» № 190, 22 августа 1903 г.

    Церковь в пади Половинка.

    «ВО» № 194, 27 августа 1903 г.

  • Сентябрь. Расширение станционной площадки станции Байкал.

    «ВО» № 208, 13 сентября 1903 г.

    На линии Кругобайкальской ж.д. не прекращается эпидемия брюшного тифа и было несколько случаев заболеваний дифтеритом.

    «ВО» № 215, 21 сентября 1903 г.

    Главный начальник края сенатор граф Кутайсов в воскресенье утром проехал через Иркутск на ст. Байкал, откуда намерен был проехать в Култук, а затем в Танхой для осмотра железнодорожных работ, затем проехать в Мысовую, а потом на ледоколе назад на ст. Байкал и, не заезжая в Иркутск, отправиться по железной дороге в Усолье, и на лошадях в Александровскую тюрьму.

    «ВО» № 216, 23 сентября 1903 г.

    Поездка генерал–губернатора по линии Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 217, 24 сентября 1903 г.

  • Октябрь. В пади Березовой через бухту предполагается, как мы слышали, перекинуть мост в один пролет длинною 581/2 саж. системы инженера Проскурякова, по проекту котораго построен мост через реку Енисей.

    Работа по установке этого моста затрудняется тем, что в виду ускорения работ его предположено устанавливать не зимою по льду, а весной, укрепив временно на двух баржах. По словам специалистов, возможно, что в одну из могущих быть бурь все кувыркнется в море, и работы, понятно, придется надолго задержать. Работу ведет Николаевский завод.

    «ВО» № 227, 5 октября 1903 г.

    Мы слышали, что на III участке Кругобайкальской ж.д. подрядчиками Половинкиным, Ореховым и Степановым предъявлены к окончательной приемке земляныя работы, искусственныя сооружения и Киркидайский тоннель, а в октябре начнется частичная укладка пути рельсами и балластировка его.

    «ВО» № 227, 5 октября 1903 г.

    Нам сообщают, что на пристани Кедровая при выгрузке мостового железа из баржи № 4 службы байкальской железнодорожной переправы перебило обе ноги лоцману баржи упавшей в трюм железною балкою. Эту балку поднимали паровою лебедкою на палубу, но тали, которыми ее тянули, оказались непрочными и оборвались.

    Раненнаго сейчас же отправили на пароходе «Малыгин» в село Лиственичное, для оказания медицинской помощи.

    «ВО» № 240, 21 октября 1903 г.

    Возможная выплата премии за службу.

    «ВО» № 243, 24 октября 1903 г.

    Увеличение расценок на работы.

    «ВО» № 244, 25 октября 1903 г.

    Выгрузка с барж на берег грузов на Кругобайкальской жел. дор. — мостовых частей, рельс и т.п. — производится самым первобытным образом, без всяких приспособлений для безопасности рабочих. Опасность при таких условиях настолько велика, что более солидныя страховыя общества, заключающия коллективныя стахования рабочих, в принятии на страх этого рода рисков отказывают.

    «ВО» № 245, 26 октября 1903 г.

    Приемка выполненных работ на КБЖД отложена до лета.

    «ВО» № 248, 30 октября 1903 г.

    На участке инженеров Арцыбышева и Королева тоннельныя работы производились электричеством. Динамо и паровыя машины были поставлены фирмой Шуккерт. С сентября месяца работы электричеством прекращены в силу того, инженерами контрагентами предъявлены к фирме Шуккерта претензии, по которым оказывается, что представленныя машины не выполняют технических требований. Причем все машины возвращаются фирме Шуккерт.

    Тоннельныя работы производятся ручным способом и сданы на подряд итальянцам.

    «ВО» № 249, 31 октября 1903 г.

  • Ноябрь. Телеграфный кабель для Байкальскаго озера, как сообщают столичныя газеты, заказан главным управлением почт и телеграфов на кабельном заводе «Рибен» акционернаго общества «Фальтен и Гильом». Длина кабеля будет 82 версты (наибольшая глубина Байкала 900 саж., средняя — 500 с.) По своей конструкции кабель этот будет походить на изготовленный заграничными заводами этого же акционернаго общества и проложенный через Атлантический океан. Для спуска его в озеро будет выписана особая машина из Германии. Броня кабеля будет сделана из стальной проволоки в 3 миллиметра в диаметре.

    «ВО» № 256, 8 ноября 1903 г.

    Мы слышали, что в управлении Кругобайкальской ж.д. идут уже несколько дней совместныя с контролем заседания для обсуждения вопроса о необходимости прибавки подрядчикам платы за ускорение работ.

    «ВО» № 264, 18 ноября 1903 г.

    Плотничныя работы по устройству ж.–дор. домов на Слюдянке почти приостановлены; за лето построено более 20 больших жилых домов и начато пассажирское здание.

    «ВО» № 264, 18 ноября 1903 г.

    Конкуренция на поставку телеграфных столбов для Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 268, 22 ноября 1903 г.

    Приостановлена укладки пути от Танхоя к Култуку.

    «ВО» № 270, 25 ноября 1903 г.

    Прибавка платы подрядчикам за ускорение работ по постройке дороги.

    «ВО» № 271, 26 ноября 1903 г.

  • Декабрь. Условия труда рабочих на строительстве Кругобайкальской дороги.

    «ВО» № 278, 4 декабря 1903 г.

    Притеснения рабочих и новые несчастные случаи на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 282, 9 декабря 1903 г.

    На днях на ст. Байкал открыт книжный киоск.

    «ВО» № 291, 19 декабря 1903 г.

    Пожар на станции Байкал.

    «ВО» № 293, 21 декабря 1903 г.

    Передача работ от подрядчика к рядчику.

    «ВО» № 293, 21 декабря 1903 г.

    Начальник Кругобайкальской ж.д. инженер Савримович возвратился в Иркутск и 21 декабря вступил в управление делами. Говорят, что он привез с собою решение вопроса о доплатах подрядчикам за ускорение работ, по которому начальнику постройки предоставлено определять размер доплаты и даже, будто бы, в случае чрезмерности требований подрядчиков, вовсе отказывать в ускорении работ.

    «ВО» № 294, 23 декабря 1903 г.