Lake Baikal

Жертвы на строительстве Кругобайкальской железной дороги

6–го сего ноября в Шарыжалгае II уч. (в тоннеле) в рабочаго Михаила Захарова, ворочавшаго ломом камень, сверху вывалился камень пудов 10 и при падении ударил его в спину и очень тяжело искалечил (полагают, смертельно).

7–го ноября в тоннеле «Половинный» I уч. (заведывание и штаб–квартира производ. тоннельных работ инж. Липке) при вывозке груженой вагонетки (грунтом) придавило и смертельно покалечило рабочаго.

8–го ноября, на работах контрагента Перцова, 55–ая верста, пикет 145–ый, у подходной выемки в тоннель «Столбы» шел низом по отсыпи рабочий (другой дороги нет) и, подойдя к забою, где работало человек 12–13, закричал, чтоб его пропустили (т.е. не пускали камней); но лишь только он поравнялся с забоем, как оттуда вылетел большой камень (а вслед за ним посыпались мелкие) и свалил рабочаго в Байкал; на несчастье тут у утеса очень глубоко, и несчастный скончался в воде. Соседние рабочие и те, которым часто приходилось ходить через эти «Фермопилы», говорят, что в этом забое на просьбы остановиться, т.е. не пускать камней, часто отвечали: «Много вас тут ходит», и продолжали пускать дальше и все время благополучно, пока наконец, «гром не грянул»...

Все эти три случая в ведомстве тоннельных производит. работ: первый в Шарыжалгае (инж. Трескинский), второй в Половинке (инж. Липке) в третий в столбах (инж. Скарбовский).

Но этим еще происшествия 8 ноября не кончились; сего же числа вечером в тоннеле пикета 158 (верста 57 на работе рядчика от контрагента Перцова — Ф.Г. Погани (3 дист., 2 уч., инж. Г.А. Мартиросянц) двое рабочих (братья) начали бурить скважину (по указанию какого–то «старшого», старую скважину, т.е. «стакан», что строго воспрещается); при первом же ударе кувалдой раздался выстрел (взрыв оставшагося в стакане не сгоревшаго динамита) и один из бурильщиков тут же упал мертвым, а другому порвало руку и сильно поранило.

Фамилий всех пострадавших не привожу, так как хорошо не знаю и хочу избежать этим всяких опровержений. Факты же, в случае необходимости, могут быть подтверждены официальными данными.

В пади Шарыжалгай 2–ой, по времянке, на тракте, на 4–ой версте, 10–го ноября подняли труп неизвестного человека, около него расчетная книжка на имя Алексеева, выданная подрядчиком Половинкиным.

10–го же из пади Колокольной в Шабартуй по тропе (в тайге, горами) шел рабочий из Колокольной тоннели Филипп Антонов Садды (латыш) в шабартуйский ренсковой за водкой. Вблизи Шабартуя его остановили двое бродяг, по виду из бурят, и, встретив с его стороны сопротивление, выстрелили из берданки (в мягкия части у правой ноги) и, грозя убить при дальнейшем сопротивлении, отняли бывшия при нем деньги 25 р. и револьвер. До него шел еще один спиртонос, но тот спасся от выстрела, спрятавшись за толстую лиственницу и затем, прибежав без памяти в ренсковой, разсказал о нападении. Садды сам доплелся до ренскового, а оттуда с помощью рабочих–каменотесов и дес. Перцова Якова Иванова на лодке доставлен в маритуйский приемный покой.

Источник: «Восточное обозрение» № 267, 21 ноября 1903 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.