Lake Baikal

О способах организации работы по строительству КБЖД

Почти наверное можно сказать, что вопрос о постройке Кругобайкальской железной дороги будет решен утвердительно. Месяца через два весь штат техническаго надзора, участковыя конторы, центральное управление — будут на местах, и работы начнутся, может быть, одновременно на всем протяжении между Иркутском и Переемной. Вопрос о том, как будут организованы работы, крайне важен, как для большей или меньшей их успешности, так и в виду интересов местнаго населения и пришлых рабочих.

Существует мнение, или вернее — недоразумение, что задача техническаго надзора легче всего достигается в том случае, когда работы гуртом сдаются крупным подрядчикам; немного хуже обстоит дело, если работают мелкие рядчики, и всего хуже — на хозяйственных работах.

Опыт Забайкальской железной дороги, если присмотреться хорошенько, показывает, что вернее было бы эти три способа ведения работ расположить наоборот.

На чем казна могла бы сократить расходы, сдавая работы крупным предпринимателям? На высшем техническом надзоре — об этом нечего и думать. На низшем? Брать меньше техников, десятников, совсем упразднить старших рабочих? Но, как всякому известно, у нас крайне мало солидно поставленных частных технических предприятий,— за работы на жел. дорогах берутся временныя компании, так сказать «летучия команды», формирующияся ad hoc, расходящияся по окончании дела, нередко же распадающияся за устранением их от работ по их несостоятельности, технической или финансовой. И большею частью, крупные подрядчики, выступающие единолично, или в виде компании,— лишь передатчики работ мелким, берущие себе львиную долю за риск и представительство.

Источник: «Восточное обозрение» № 94, 29 апреля 1901 г.