Lake Baikal

История строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1901 г.

  • Январь. Управление Забайкальской жел. дороги приглашает лиц, желающих взять перевозку по льду озера Байкал между станциями Байкал и Мысовая, а по окончании укладки пути от Мысовой до Мишихи — между этим пунктом и станциею Байкал, всех железнодорожных грузов как казенных, так и частных, подать о том заявления в запечатанных пакетах по адресу: «В Совет Управления Забайкальской дороги». Одновременно с заявлениями должен быть внесен в кассу Управления залог не менее тысячи рублей, который будет возвращен лицам, не получившим подряда, на другой день по вскрытии пакетов Советом, которое назначается в понедельник 8–го января в 12 часов дня.

    После назначеннаго дня и часа заявления приниматься не будут.

    За сведениями о главнейших условиях перевозки можно обращаться лично к начальнику Забайкальской железной дороги ежедневно в присутственные дни от 12 до 4 час. дня.

    Начальник дороги, инженер В. Оглоблин.

    «Восточное обозрение» № 2, 4 января 1901 г.

    Изыскания, произведенныя инженером г. Савримовичем о направлении Кругобайкальской жел. дор. в настоящее время разсматриваются министерством путей и, как говорят, будут утверждены. Дорога пойдет от станции Баранчики по берегу Байкала. Береговое направление значительно сокращает расходы по сооружению этой дороги. Чем скорее будет приступлено к постройке дороги,— тем, конечно, быстрее пойдет передвижение на дальний восток и грузов и пассажиров.

    «ВО» № 9, 13 января 1901 г.

  • Февраль. Постройка Кругобайкальской дороги разрешена.

    «ВО» № 42, 24 февраля 1901 г.

    На постройку Кругобайкальской дороги ассигновано на нынешний год 3 миллиона рублей.

    «ВО» № 48, 3 марта 1901 г.

    С 3 февраля с.г. впредь до отмены, рабочие с их имуществом, отправляемые со станций казенных жел. дорог на постройку Кругобайкальской жел. дороги, Кайдаловской ветви Забайкальской жел. дороги и Китайской–Восточной жел. дороги, как подрядчиками для производимых ими работ, так и непосредственным распоряжением местнаго железно–дорожнаго управления, перевозятся с малою скоростью за плату по переселенческому льготному тарифу, который будет применяться к перевозкам рабочих также и при возвращении их обратно на первоначальныя станции отправления.

    «ВО» № 51, 7 марта 1901 г.

    О преимуществах разных вариантов проведения кругобайкальской линии.

    «ВО» № 57, 14 марта 1901 г.

  • Апрель. Постройка Кругобайкальской железной дороги, как мы слышали, отложена на неопределенное время.

    «ВО» № 78, 11 апреля 1901 г.

    По наведенным справкам в Управлении постройки Кругобайкальской жел. дороги оказывается, что о приостановке работ на этой дороге там ничего не известно. Управление, обеспокоенное слухами, посылало телеграмму, на которую получило ответ, что вопрос о времени начала сооружения Кругобайкальской жел. дороги окончательно будет решен 15 мая. На текущий год ассигновано 3 миллиона рублей.

    «ВО» № 80, 13 апреля 1901 г.

    Вопрос о Кругобайкальской железной дороге разрешится в ту или другую сторону 15 мая, потому что к этому времени приурочено заседание комитета по Сибирской железной дороге под Высочайшим Государя Императора председательством. Только от комитета и зависит разрешение этого вопроса, который в настоящее время стоит открытым.

    «ВО» № 82, 15 апреля 1901 г.

    В городе упорно циркулирует слух, что во главе управления постройкой Кругобайкальской ж.д. будет находиться комитет, в состав котораго войдут: председатель, два члена и секретарь, вместо правителя дела. Комитет будет состоять из инженеров: Савримовича, Симберга и Конопчинскаго; секретарем, по слухам, будет инженер П.С. Мартиросянц. По другой версии, все пока остается в области проектов — что, пожалуй, и вернее, т.к. самый вопрос о постройке будет решен лишь 15 мая. Предположено назначить кроме начальника работ двух помощников. Вместе с нач. технич. отдела они составят совет, обсуждению котораго подлежат более важные вопросы; секретарем совета называют то же лицо.

    «ВО» № 93, 28 апреля 1901 г.

    О способах организации работ по строительству КБЖД.

    «ВО» № 94, 29 апреля 1901 г.

  • Май. Управление Кругобайкальской ж.д. уже сформировано. Начальником работ будет инж. п.с. Б.У. Савримович, помощниками лица, названныя нами в № 93. 15–го мая будет разсматриваться проект сметы.

    «ВО» № 96, 2 мая 1901 г.

    На строящемся участке Кругобайкальской ж.д., преимущественно в Мысовой, большое скопление пришлаго народа. При этом не обходится без всякаго рода происшествий от драк до убийств включительно. Репутация Мысовой установилась так прочно, что пассажиров ж.д. предупреждают по одиночке не ходить по селению. Не мудрено, хотя бы потому, что по части «разумных развлечений» — только кабак.

    «ВО» № 97, 3 мая 1901 г.

    Начальниками участков по постройке Кругобайкальской железной дороги назначены Крушколь, Яромышев, Бернатович и Дормидонтов.

    «ВО» № 98, 4 мая 1901 г.

    Спешность постройки железной дороги между Мысовой и Мишихой доходила до того, что работы велись зимой, и полотно строилось не только на мерзлой почве из мерзлой земли, но даже под шпалы подбивался снег. Не мудрено, что весной полотно село. Теперь предписано как можно скорее ремонтировать дорогу, чтобы пускать пассажирские поезда хотя бы со скоростью 5 верст в час. Ледокол 5 мая пристал в Мысовой и вернулся оттуда.

    «ВО» № 102, 9 мая 1901 г.

    Начались работы на пробных выемках по линии Кругобайкальской железной дороги в районе Култука.

    «ВО» № 140, 26 июня 1901 г.

    Обвалы на Байкальской ветке не новость. За май т.г. последний обвал, причинивший крушение,— третий по счету. О двух других сообщает последний нумер «Об. Цир. Ув.». 7–го мая п. № 4 при следовании имел остановку на 60 вер. от Иркутска на 1 ч. 5 м. вследствие обвала откоса. Поезд был остановлен в 5 саженях от обвала. Несчастий с людьми и повреждения состава не было.

    13–го мая в 11 часов ночи на 44 версте обвалом сбило и поломало телеграфный столб, и шедший поезд с Байкала № 23 был задержан на 30 мин. Очевидно, скоро да не споро, а переделать откосы в виду грозящих крушений придется.

    «ВО» № 119, 1 июня 1901 г.

  • Июнь. Начальник работ по постройке Кругобайкальской железной дороги инженер Савримович 10 июня приехал из Петербурга. Инженер Конопчинский, котораго называли, как будущаго его помощника, отказался и помощником назначен инженер Скрыльников, бывший начальником техническаго отдела по постройке Забайкальской ж.д. По смете министерства путей сообщения, предполагалось на жалованье служащих выделить 5.8% всех расходов по постройке Кругобайкальской ж.д., но цифра это сокращена комитетом до 4%. Инженеров так много без места, что, как говорят, пошли бы и на должности техников с уменьшенным против обычного содержанием.

    «ВО» № 130, 14 июня 1901 г.

    Ст. Михалево и др. по байкальской ветке представляют во время остановок поездов настоящую этнографическую выставку: русские, англичане, французы, китайцы, буряты,— всех найдете в толпе. Американцы запаслись не только фотографическим, но и синематографическим аппаратом. Ими, между прочим, увековечен паровоз, безпомощно лежащий на берегу Ангары у Михалевой.

    «ВО» № 136, 21 июня 1901 г.

    Жизнь и быт служащих на станции Байкал.

    «ВО» № 140, 26 июня 1901 г.

    Штаты Кругобайкальской ж. дор. будут сформированы 1 июля, а к работам по окончательным изысканиям будет приступлено в первой половине июля.

    «ВО» № 141, 27 июня 1901 г.

    В с. Култук по просьбе и на средства подрядчика по пробным выемкам, у котораго постоянно происходят «недоразумения» с рабочими, назначен унтер–офицер жандармской жел.–дор. полиции.

    «ВО» № 143, 29 июня 1901 г.

  • Июль. Размывы и обвалы, обвалы и размывы — этим почти исчерпывается забайкальская хроника последних дней. 17 произошел обвал на 18 версте Байкальской ветки; сбило путь, порвало проволоку. В тот же день на 52 версте вследствие обвала же был задержан поезд. 18–го на 22 версте сплыла насыпь высотою в пять саженей на разстоянии трех саж. К этому времени обвалы, кроме перечисленных, были еще на 54, 58 и 59 верстах. Для очистки пути отправлен был особый поезд. 18–го же на 13 версте, вследствие размыва пути, свалился паровоз балластнаго поезда. В тот же день в Иркутске обвалился восьмой путь и четыре груженых вагона упали в Ангару. Обвал был еще и на 46 версте. 19–го на 14 версте свалило 6 телеграфных столбов. О размывах от Мысовой и далее мы уже не говорим. Это все сообщено только в одном нумере «Об. Ц. Ув.». Пора, пора перестроиться. Иначе быть большой беде.

    «ВО» № 167, 28 июля 1901 г.

  • Август. Для проверки расходов по постройке Кругобайкальской железной дороги учреждается в г. Иркутске специальная контрольная часть под наименованием «Контроль по постройке Кругобайкальской железной дороги».

    «ВО» № 173, 4 августа 1901 г.

    Иркутск. На вокзале для потребностей черной третьеклассной публики устроен наконец барак. Жаль все–таки, что публике этой,— переселенцам, солдатам,— приходится буквально валяться на полу.

    «ВО» № 175, 8 августа 1901 г.

    8 августа ожидается в Иркутске приезд товарища министра путей сообщения инж. Мясоедова–Иванова. Согласно намеченнаго маршрута, г. товарищ министра вечером того же дня отправится в дальнейший путь за Байкал, осмотрит Кругобайкальскую дорогу до конца укладки и проедет по Забайкальской жел. дороге до Сретенска и по ветке до китайской границы. Возвращение в Иркутск предполагается к 16 августа. Сопровождать г. тов. министра по линии будут начальник дороги инж. Оглоблин, начальники службы пути, тяги, движения, материальный, старший врач и др.

    «ВО» № 176, 9 августа 1901 г.

    Товарищ министра путей сообщения г. Мясоедов–Иванов прибыл специальным поездом в Иркутск 8 августа в 9 часов вечера и был встречен на вокзале начальствующими лицами.

    «ВО» № 177, 10 августа 1901 г.

    Работы по производству окончательных изысканий Кругобайкальской жел. дор. в полном разгаре и будут окончены в октябре месяце, после чего все будущие строители соберутся в Иркутске и приступят к составлению окончательнаго проекта, который по окончании будет представлен в министерство. В нынешнем году начнут строить только, как мы слышали, участок в 10 верст от железнодорожной ст. «Переемной» до прекрасной естественной бухты «Тонхой», в трех верстах от почтовой станции «Переемной», по направлению к «Выдренной». Этот участок с большим мостом (кажется, отверстием 50 саж.) через р. Переемную предполагается построить и окончить укладку на нем к 1 марта 1902 года, т.е. к открытию ледокольной навигации. К остальным работам приступят с первого января будущаго года, причем все работы будут вестись подрядным способом и предпочитаться будут крупные контрагенты. В числе последних называют инженера Мамонтова, бывшаго на прошлых изысканиях начальником партии, и инженеров Бонди и Перцева. Не думаем, чтобы управление много выиграло, сдавая работы крупным контрагентам; ведь они и возьмут дороже мелких и в конце концов раздадут им свои работы, получив за комиссию приличный процент.

    «ВО» № 183, 18 августа 1901 г.

    Назначен помощник главного контролера контроля Сибирской железной дороги, надворный советник Фовицкий, главным контролером по постройке Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 183, 18 августа 1901 г.

  • Сентябрь. Особенности трудовых отношений на строительстве Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 198, 7 сентября 1901 г.

    Крупный подряд на Кругобайкальской дороге предполагает, как мы слышали, взять фирма «Бунге и Палашковский»; она разсчитывает взять постройку всей линии на иркутском берегу Байкала, между Баранчиком и Култуком, где земляных работ очень много, и притом почти исключительно в скалистом грунте. На Забайкальской дороге тоже были крупные подрядчики; так, по р. Хилку почти весь 6 участок, т.е. 100 верст, сданы были одной компании О–ва и С–ва, из смоленских землекопов. Но они служили главным образом «передаточным механизмом», т.к. сами сдали почти все работы мелким рядчикам. На этот же раз крупная фирма, по–видимому, сама думает вести работы и намерена для этого обзавестись своим «техническим надзором», до инженеров включительно.

    «ВО» № 212, 26 сентября 1901 г.

    Объявлены торги на отдачу с подряда работ по устройству полотна дороги, каменных опор мостов и туннелей от станции Байкал на протяжении 191 версты.

    «ВО» № 215, 30 сентября 1901 г.

    Со ст. Байкал нам сообщают, что пароходное движение к Култуку и восточному берегу Байкала необыкновенно усилилось. К Култуку ходят казенные пароходы, заарендованные Кругобайкальской железной дорогой и пароходы Немчинова. Возят главным образом груз и администрацию. На Переемную возят, главным образом, живой груз,— рабочих и, тем не менее, в них чувствуется громадный недостаток. Рабочих, очевидно, отпугивает существующее отношение к ним подрядчиков. Цена поденная простому чернорабочему в настоящее время с 1 р. поднялась до 1 р. 50 к., и все–таки, рабочих рук нет. А между тем еще не закончены прежние контрактныя работы, как начинаются новыя срочныя. Только изменением господствующаго режима, который охарактеризован нами в недавних статьях и корреспонденциях, можно создать новую притягательную силу.

    «ВО» № 215, 30 сентября 1901 г.

  • Октябрь. В Иркутске замечается необычайный наплыв лиц, алчущих взятия подрядов на Кругобайкальской железной дороге. Начальник по постройке дороги буквально завален поданными заявлениями. В числе «ищущих» встречаются имена, достаточно поработавших на различных постройках железной дороги. Большинство же — лица, никому неизвестныя, приехавшие в Сибирь искать счастья.

    «ВО» № 230, 19 октября 1901 г.

    Отношение подрядчиков к наемным рабочим на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 241, 2 ноября 1901 г.

  • Ноябрь. Результаты торгов на отдачу с подряда постройки 19 подрядных участков Кругобайкальской жел. дороги пока неизвестны, так как подготовительныя к сдаче работы управлением не окончены и совместно с государственным контролем еще не обсуждались. Известно только, что из 19–ти подрядных участков, на которые разделена 171 верста дороги, первые 13 приходятся на западные 1 и 2 (Баранчики–Култук), остальные 6 на восточные — 3 и 4 участки (Култук–Переемная). Всего подано 26 заявлений и внесено залогов 906 тысяч рублей. В числе крупных подрядчиков называют: 1) инженера Перцева, заявившаго желание взять работ на 7 миллионов, 2) инженера–механика А.И. Ротова — на 5 миллионов, 3) инженера князя Г.З. Андроникова и г. Елкина — на 3 миллиона и 4) П.О. Молчанова,— на 1 миллион рублей. Предполагают, что результаты торгов будут объявлены не раньше как через неделю.

    «ВО» № 246, 8 ноября 1901 г.

    Мы сообщали, что в принципе решено вести постройку Кругобайкальской дороги подрядным способом, и уже было напечатано объявление о вызове к торгам.

    В «Губернских Ведомостях» мы прочли заметку о том, что начальник работ имеет право выбора более надежных подрядчиков, не стесняясь небольшими разницами в цене. По наведенным нами справкам, мы узнали из вполне достоверных источников, что вопросы о сдаче подрядов будут решаться сегодня, на окончательном совещании с государственным контролем. На основании предыдущих сообщений можно поэтому надеяться, что инж. Савримович сумеет теперь умелым выбором надежных и опытных подрядчиков оградить интересы рабочей массы и выстроить железную дорогу, безопасную для будущаго движения. Вероятно, на днях сообщим об окончательном результате сегодняшняго совещания о сдаче работ подрядчикам.

    «ВО» № 250, 13 ноября 1901 г.

    Торги на сдачу с подряда работ по постройке Кругобайкальской дороги признаны несостоявшимися. Новые торги состоятся 19 ноября.

    «ВО» № 252, 16 ноября 1901 г.

    Управление по постройке Кругобайкальской жел. дороги сим объявляет, что конкуренция на сдачу работ, бывшая 19–го ноября сего года, признана несостоявшеюся. Лица, участвовавшия в этой конкуренции, приглашаются получить внесенные ими залоги. Постановлено произвести сдачу работ путем личных соглашений начальника работ с участниками конкуренции. Переговоры будут вестись в помещении означеннаго управления, начиная с 4–го декабря ежедневно с 12 часов до 3–х часов дня и от 71/2 вечера.

    «ВО» № 263, 1 декабря 1901 г.

    Начались первые конфликты подрядчиков с рабочими.

    «ВО» № 273, 14 декабря 1901 г.

  • Декабрь. Подряды на работы по Кругобайкалью, вызывают много толков. Говорят, что они будто бы «сорваны» излишней требовательностью ж.д. управления. Между тем, в действительности это был шаг, заслуживающий полнаго одобрения. Сдать подряд по заявленным бешеным ценам уже потому нельзя было, что тогда главное управление резонно бросило упрек: неужели для такого результата нужны были затраты более чем в 50 т. на пробныя выемки... Не нужно забывать, что работы по Кругобайкалью ни в каком случае не могут итти в сравнение с работами Сибирской и Забайкальской дорог. Там линия шла почти по пустыне; здесь — в обоих концах уже существуют ж.–д. подъезд, а так же дешевый водный подвоз. Нужно обратить внимание и на то, что работы будут итти почти на всем протяжении полувыемками, по крутым откосам. Это значит, что отвоз вынутых пород легок: в большинстве их придется сваливать тут же с откоса. Все это будет влиять на удешевление работ.

    «ВО» № 263, 1 декабря 1901 г.

    Начались переговоры о сдаче работ с отдельными подрядчиками.

    «ВО» № 269, 9 декабря 1901 г.

    В результате переговоров начальника работ по постройке инженера Савримовича с подрядчиками распределены 16–ть из 19–ти подрядных участков КБЖД.

    «ВО» № 277, 19 декабря 1901 г.

    Министр путей сообщения князь М.И. Хилков прибыл в Иркутск вечером 30 декабря, был встречен на вокзале властями и в этот день обедал у г. главного начальника края.

    «ВО» № 1, 1 января 1902 г.