Lake Baikal

Железная дорога по льду озера Байкал

В начале 1904 года Сибирский рельсовый путь оставался еще разорванным, начиная от станции Байкал почти до Танхоя, между тем конфликт России с Японией в конце января перешел в фазу полноценной войны. Война требовала увеличения железнодорожных перевозок. Грузы, приходящие на станцию Байкал, нужно было каким–то образом переправлять на восточный берег озера. Вариантов было два — гужевые перевозки или постройка рельсового пути через озеро. Ледоколы спасти не могли — байкальский лед был такой толщины, что до апреля не брался и «Байкалом», не говоря уже об «Ангаре». Гужевой транспорт с таким количеством груза не справлялся. Оставался рельсовый путь. Подобная ледовая дорога в России устраивалась не впервые — уже был опыт прокладки рельсов через замерзшую Волгу вблизи Саратова.

Перевозка вагонов по льду Байкала гужевой тягойПеревозка вагонов по льду Байкала гужевой тягой

Укладка рельсов по льду Байкала началась в конце января 1904 года. К времени прибытия на Байкал министра путей сообщения, 28–го января на льду было уложено более 2 км рельсов. Основным препятствием для работ были поперечные трещины и подвижки льда, особенно досаждавшие на раннем этапе укладки. Ширина трещин доходила до полутора метров, подвижки льда с легкостью разрушали крепления, рвали уложенные рельсы или выпучивали их горбом, разрушая путь на протяжении десятков метров. Проблему с трещинами удалось решить с помощью специальных приспособлений из бревен, ослабляющих действие подвижек льда на рельсовый путь.

Рабочие, укладывающие путь, жили в вагонах–теплушках, которые по построенному пути понемногу передвигались вперед.

17 февраля в присутствии М.И. Хилкова были перевезены первые 25 вагонов, на следующий день началось непрерывное движение вагонов конной тягой. Вагоны перевозились с интервалом в полсотни метров. Поначалу вагоны тянула четверка лошадей, впоследствии управлялись парой. За сутки перевозилось до 220 вагонов.

В начале марта рельсовый путь пришлось целиком передвинуть в сторону, поскольку трещина образовалась вдоль пути, местами прямо под ним.

С 6 марта по ледовой дороге начали перевозить паровозы. С них пришлось снимать паровой котел, который перевозился на двух платформах отдельно от паровоза. Оказалось, что приспособление, которое позволяло обезопасить путь от подвижек льда, увеличивало риск схода паровоза с рельсов. Это показала первая же попытка перевозки целиком не самого тяжелого тридцатионного паровоза.

После 9 марта снова начала образовываться трещина вдоль пути. Около середины марта перевозка вагонов и паровозов была прекращена и рельсовый путь начали разбирать.

За время работы ледовой дороги было перевезено со станции Байкал на станцию Танхой на восточном берегу Байкала более 2300 грузовых, 25 пассажирских вагонов и 65 паровозов.

© Магия Байкала

Ссылки по теме: