Lake Baikal

Где быть иркутскому железнодорожному вокзалу?

С возвращением г. товарища министра путей сообщения, генерала Петрова из поездки за Байкал должен окончательно разрешиться вопрос, имеющий весьма важное значение не только для иркутян, но и для всего окружного населения и определяющий будущность г. Иркутска,— это вопрос: где быть иркутскому железнодорожному вокзалу?

Когда решено было поставить вокзал на берегу р. Иркута, за шпренгельным мостом, то иркутяне, видя начатыя уже работы, не понимали, как может быть вокзал на таком низком месте. Июньский разлив р. Иркута убедил и строителей в невозможности основывать там вокзал и вот они теперь останавливаются на двух пунктах для иркутскаго вокзала: в монастырской слободе (д. Жилкино) и у монастырскаго скита. Мысль о постройке вокзала в Жилкиной едва ли может осуществиться, потому что деревня эта расположена на длинном узком бугре, окруженном с трех сторон болотистыми, затопляемыми водой местами, а с четвертой стороны р. Ангарой. Следовательно, если выбирать между этими двумя пунктами, то все преимущества окажутся на стороне монастырскаго скита. Впрочем, будет ли выбран для вокзала тот или другой пункт, для города это будет одинаково невыгодно: в первом случае он останется изолированным от вокзала на 5 верст болотами и кроме того потеряет существующую теперь грузовую пристань, которая несомненно переведется поближе к вокзалу — в Жилкино, а во втором, при еще большей изолированности, он даже не услышит свистка локомотива великой сибирской дороги и станет по отношению к ней, пожалуй, в худшее положение, чем находится г. Томск, потому что около скита — в 12–ти верстах от г. Иркуска — в будущем вырастет отдельный город с кипучей жизнью, и Иркутск по необходимости должен будет потерять нынешнее значение, хотя бы и была к нему проведена ветка, с Томском же, стоящим в стороне от дороги на большое разстояние, этого случиться не может.

Если сибирская железная дорога, кроме своего стратегическаго значения, должна явиться двигателем экономической жизни страны, то, по нашему мнению, проведение ея должно быть тесно связано с интересами населения, в противном случае она будет иметь ничтожное экономическое значение. На этом основании строители дороги при изысканиях направления ея, кроме технических соображений должны всегда иметь в виду и пользу ея для местнаго населения и, раз только представляется возможность, всемерно стараться соблюсти интересы населения. По–видимому так это и делается по всей линии, но вот в Иркутске случился неудачный первый выбор места для железнодорожнаго вокзала, и строители готовы пожертвовать интересы населения техническим удобствам. Между тем Иркутск с его пятидесятитысячным населением является крупным центром в Восточной Сибири, центром к которому установилось вековое тяготение окружнаго населения и к которому со всех сторон пролегают готовые пути сообщения, и потому для него весьма важно, чтобы железная дорога подошла к нему возможно ближе.

Мы не знаем, какими еще, кроме технических, соображениями руководствуются строители дороги, указывая место для вокзала у монастырскаго скита, но мы прекрасно помним с какой убедительностью вполне компетентный представитель правительства г. Адрианов, в минувшем году доказал иркутской городской думе, что лучшим пунктом для иркутскаго железнодорожнаго вокзала является устье долины р. Каи, находящейся в городских дачах, и дума тогда единогласно выразила желание видеть вокзал именно в этой долине. К чему же заводить речь о ските?

Говорят, что будто бы из кайской долины нет свободнаго выхода для продолжения кругобайкальской линии и потому постановка вокзала в кайской долине будет противоречить государственным интересам. А нам думается, что постановка вокзала у скита скорее пойдет в разрез с государственными интересами, потому что там придется населению из пустыни созидать жилое место, а жилое место — Иркутск — если не превратится в пустыню, то, во всяком случае, зачахнет. Что лучше? Затратить ли лишнюю сотню тысяч на устройство выхода из долины р. Каи или потерять миллионы на приспособление к жизни новаго центра.

Но ведь и вся–то сибирская дорога не скатертью пролегает,— везде по ней попадаются и горы, и долины, в сравнении с которыми выход из долины р. Каи, пожалуй, окажется не только невозможным, а и удобным. Говорить это мы имеем основание. Иркутское городское общественное управление, заботясь о спасении города от грозящаго экономическаго краха, озаботилось, насколько это возможно в несколько дней, изысканием выхода из долины р. Каи и в последовавших одно за другим двух заседаниях указало даже несколько выходов, смотря по тому, в каком направлении пойдут кругобайкальская линия и ветка «Иркутск–Лиственичное».

Если кругобайкальская линия направится по долине р. Олхи (откуда едва ли не с большим удобством, чем где–либо, она может перевалиться в долину р. Ангосолки, впадающей в Байкал недалеко от с. Култука), то из долины Каи линия может быть проведена или распадком, находящимся влево от кругобайкальскаго тракта и соединяющим кайскую долину с долиной р. Олхи, или по правому берегу р. Иркута на дер. Смоленщину, а оттуда в долину р. Олхи; если же кругобайкальская линия пройдет по левому берегу Ангары и затем по берегу Байкала, то из кайской долины может быть выход на дер. Мельниково по дороге в Кузьмиху, расположенную на левом берегу р. Ангары, или с верховьев р. Каи долиной в дер. Михалево, против которой может быть устроен мост (с большим удобством, чем у Иркутска) через р. Ангару в том случае, если ветка «Иркутск–Лиственичное» пройдет по правому берегу р. Ангары. Кроме того, для Иркутск–Лиственичной ветви может быть выход из кайской долины по правому берегу р. Иркута, через Глазковское предместье, и это, конечно, было бы для города наиболее выгодно, так как тогда у города по необходимости была бы устроена железнодорожная пристань. Наконец, если будет принято направление кругобайкальской линии по берегам р. Ангары и оз. Байкала, то вокзал может быть построен и на правом берегу р. Ангары, у самаго города или в городе.

Указывая в 1894 г. иркутской городской думе на кайскую долину как на место весьма удобное — и в интересах города, и в интересах государственных — для сооружения железнодорожнаго вокзала, г. Адрианов несомненно имел в виду и выходы из долины. Может быть на это потребуются излишния затраты денег, но ведь затраты окупятся тем экономическим благосостоянием, которое получат десятки тысяч населения от близости железнодорожнаго вокзала. Весьма важно, чтобы два центра — город и вокзал — слились в один. Да, наконец, и для вокзала выгоднее стать с самаго начала ближе к жилому месту, чем быть вдали от него.

Источник: «Восточное обозрение» № 90, 2 августа 1895 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.