Lake Baikal

К закладке памятника Императору Александру III в городе Иркутске

Вопрос о Сибирской железной дороге, которая должна была приблизить Сибирь к России и сравнять во всех отношениях отдаленную и безправную окраину с Европейской Россией, подымался с конца 60–х годов не раз, и только в минувшее царствование, а именно 17 марта 1891 г., воспоследовал Высочайший рескрипт на имя Государя Наследника, ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая II, о сооружении через всю Сибирь рельсоваго пути.

Наследник Цесаревич заложил первый камень Великой Сибирской железной дороги, затем руководил делами комитета по сооружению ея; к постройке грандиознаго сооружения XIX века было приступлено немедленно.

Через десять лет после этого события иркутская городская дума постановила: «увековечить высокий исторический момент соединения рельсовым путем двух океанов сооружением в г. Иркутске, как срединном пункте этого пути и центре возрожденной им к новой жизни Сибири, памятника Державному Основателю Великой Сибирской железной дороги в Бозе почившему Императору Александру III».

С Высочайшаго соизволения была открыта подписка по всей Сибири и образован особый комитет, состоящий под председательством иркутскаго военнаго генерал–губернатора А.И. Пантелеева. В состав комитета вошли иркутский губернатор, епископ Филарет, городской голова Жарников В.В., архитектор Кузнецов А.И., Тамулевич И.Ф., Тышко В.И., князь Волконский М.В. и П.П. Зубовский; членом–казначеем был назначен Б.Г. Патушинский, а членом–секретарем — А.И. Звонников.

Комитет немедленно открыл подписку и наметил место для будущаго памятника в конце Большой улицы, на берегу р. Ангары, против вокзала железной дороги и приступил к подготовительным работам. Был укреплен берег, возведен вал и поднята местность на большом пространстве, где проектируется распланировать сад. Распланировка сада поручена садовому заведению Регеля и Кессенбринга.

Наряду с работами на месте комитет открыл конкурс на составление скульптурнаго проекта памятника. Конкурс состоялся 17 февраля 1902 г., и комиссия из академиков архитектуры и скульптуры, под председательством гр. И.И. Толстого, одобрила два проекта, один — академика Баха и другой — Обера, которым и были выданы премии.

Государь Император, удостоивший выставку проектов своим посещением, сделал указания о некоторых изменениях в проектах гг. Баха и Обера.

При вторичном осмотре был окончательно одобрен проект Баха, с которым и был заключен контракт на изготовление гипсовой модели в натуральную величину за 25 тыс. руб.

Отливка бронзовых частей памятника будет производиться г. Гоне, представителем фирмы Марон, за 31 тыс. руб. Постройка фундамента обошлась комитету в 20 тыс. руб. и еще предстоит солидный расход в 40 тыс. руб. на возведение пьедестала из гранита и укрепление его.

По подписке собрана сумма, вполне достаточная для окончания работ по сооружению памятника, всего до 164 т.р. Пожертвования продолжают поступать, и комитет надеется, что он будет располагать средствами и при содействии городского самоуправления разобьет на берегу Ангары сквер, который должен будет занять обширную площадь и украсить одно из лучших мест в городе.

Сегодняшняя закладка памятника Державному Основателю Сибирской дороги, при торжественной обстановке, как бы знаменует собой окончание работ по соединению рельсовым путем двух океанов. Стальное кольцо, сковавшее два материка, уже изменило вековые традиционные пути между народами Европы и народностями других материков и намечает новый путь через обширнейшее государство в мире — Россию. Это обстоятельство наилучшим образом характеризует культурное и местное значение Великой Сибирской железной дороги.

Источник: «Восточное обозрение» № 141, 22 июня 1903 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.