Lake Baikal

Отчуждение земли из–за строительства КБЖД

Начавшаяся постройка кругобайкальской железной дороги представляет выдающееся событие в местной жизни. Дорога эта проходит через Култук и для потребностей ея встретилась необходимость в сносе принадлежащих крестьянам построек и переселении владельцев их на новыя места. Но здесь возникает затруднение довольно серьезнаго свойства.

Дело и том, что култукские крестьяне владеют казенною землею, не укрепленною за ними актом. Поэтому, потребное для железной дороги количество земли могло быть взято от них безпрепятственно, если бы у култукскаго сельскаго общества был свободный запас земельных участков. Но в названном обществе существует такая форма землепользования, при которой вся земля распределена между отдельными дворами и переходит по наследованию от одних лиц к другим, не поступая в передел между дворами.

При таких условиях отчуждение для нужд дороги части земель, принадлежащих отдельным лицам, и поселение владельцев снесеных построек на новых участках, не состоящих в общем пользовании, затрагивает интересы всего общества и осложняет задачу.

Затем, немаловажное значение для экономическаго благосостояния переселяемых и преуспевания новаго поселка будет иметь удачный выбор места для него.

В виду существующаго предположения об устройстве железнодорожных сооружений в Култукском селении, наилучшим местом для новаго поселения следует признать площадь, по тункинскому тракту, состоящую ныне под пашнями. Площадь эта примыкнет к той местности, где будет расположена железнодорожная станция, и в этом же направлении должно бы развиваться селение даже при естественном его росте.

Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 205, 20 сентября 1901 г.