Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

Вокруг Байкала на каяках.
Поход Хезер и Брандона Нельсон.
2003 год

Летом 2003 года американцы Хезер и Брандон Нельсон совершили поход вдоль всего побережья Байкала на двух морских каяках. Предприятие смелое уже само по себе, даже без учета того, что путешественники прибыли с другой стороны земного шара.

Летом 2003 года от заграничных каякеров, жаждущих обойти Байкал вкруговую, было тесно на берегах озера. Кроме четы Нельсонов Байкал обходил немецкий биолог Детлев Хеншель, и некоторое время эта троица даже шла вместе. Худшего времени для кругобайкальского путешествия, чем лето 2003 года, выбрать было нельзя. Вокруг Байкала горели леса и видимость нередко ограничивалась сотней метров, воздух был соответствующего качества. Кроме того, уровень Байкала был очень низким, что создавало большие сложности при прохождении мелководных участков, в частности, дельты Селенги.

Экипированы американские каякеры были по–американски — от компьютера до карманной метеостанции. Раз в три дня по спутниковой связи они отправляли домой небольшой отчет об экспедиции. Перевод этих отчетов с некоторыми сокращениями приведен ниже. Это не совсем описание похода, скорее впечатления от общения с Байкалом.

Перевод сделан с любезного разрешения Брандона Нельсона. Фотографии сделаны участниками экспедиции.

В оригинальном тексте используются непривычные для нас мили, ярды, футы, Фаренгейты. В некоторых случаях я привожу значение в привычных единицах, для случаев же, где я поленился это сделать: 1 миля = 1.609 км, 1 ярд = 0.914 м, 1 фут = 30.48 см, 1 фунт = 0.454 кг. Чтобы отличать авторский текст и мои немногочисленные комментарии, последние выделены курсивом.

Что ж, посмотрим на себя глазами заморских гостей...

Вокруг Байкала 2003

Предисловие

Утесы. За неделю до нашего финиша в Большом Голоустном
Утесы. За неделю до нашего финиша в Большом Голоустном
Утесы. За неделю до нашего финиша в Большом Голоустном

15 мая Хезер и Брандон Нельсоны оставили комфортный Сан–Франциско ради потрясающего путешествия. Цель — проплыть на веслах вокруг самого большого озера на планете. Задача на первый взгляд не очень сложная — греби веслами три месяца, и цель будет достигнута. Но если бы это было так просто, люди делали бы это часто. Между тем, самое крупное озеро находится в Сибири, что делает даже дорогу до озера очень непростой задачей.

Брандон и Хезер рассчитывают начать плавание 1–го июня и идти следующие три месяца, чтобы пройти каждый дюйм из 1245 миль (2003 км) береговой линии озера Байкал. Основная цель путешествия — познакомиться с озером Байкал как возможным объектом развития водного экологического туризма. В настоящее время экономика региона основывается на тяжелой индустрии, приводящей к значительному загрязнению окружающей среды.

Байкальский целлюлозно–бумажный комбинат продолжает извергать токсины в воздух и воду со скоростью несколько тысяч галлонов в сутки. Еще хуже может оказаться предлагаемая система трубопроводов для перекачки сибирских природных ресурсов — газа, нефти и воды — в Китай. Местное население увидит мало выгоды от реализации этих проектов, так как квалифицированные рабочие для строительства и обслуживания будут иностранными, а российское и китайское правительства будут изымать почти весь доход от реализации ресурсов.

Подготовка к приключению

Возьмите два 17–ти футовых (5.2 м) каяка, направляющихся в Россию, добавьте несколько долгих перелетов на самолете, поездку на поезде, языковый барьер, и вы получите не одну замечательную историю, достойную того, чтобы рассказать ее внукам!

Прошли месяцы подготовки, но настоящие испытания начались в аэропорту с вещами и 120–ю фунтами (55 кг) багажа. По совету моего друга Скотта, мы привезли наши 17–ти футовые морские каяки вместе со 120 футами снаряжения в аэропорт, где потребовали, чтобы все это было оформлено как обычный багаж. (Скотт: «Я оформлял два Chevy Avalanches (автомобили, внедорожники) на Тибет! Я только что оформил Honda Element! Я оформлял 13 сплавных каяков на единственный билет...это разрешено, я заплатил четыре тысячи долларов за лишний вес багажа... Тебе не смогут ответить нет.») Так мы и поступили...

18 мая

Мы с нашими лодками добрались до Москвы. Изрядная оплата за багаж, как и было обещано, позволила нашим каякам попасть на борт самолета, и они дожидались нас, пока мы проходили таможню. Проблема была в том, что одна из трех наших 30–ти килограммовых упаковок багажа исчезла. Среди прочего в ней были снаряжение и переносной компьютер. Если это навсегда, то прежде чем продолжить экспедицию, нам придется побегать по магазинам, чтобы купить необходимое снаряжение.

23 мая

88 часов в поезде. Что еще можно сказать? Хезер и Брандон достигли Иркутска и нашли свои каяки и пропавший багаж уже прибывшими на место.

День 1. 1 июня 2003 г.

Мы вышли около 8 часов утра из Большого Голоустного. Несколько наших новых друзей собрались на пляже, чтобы проводить нас и еще раз напомнить о байкальском ветре. Вчера после обеда, Хезер и я прогулялись на пляж, откуда мы должны будем отплывать. Свободная одежда хлестала по телу, мы измерили скорость ветра — 36 миль в час (16 м/с).

Брандон готовится к отправке рассказа о 40–м дне путешествия
Брандон готовится к отправке рассказа о 40–м дне путешествия
Брандон готовится к отправке рассказа о 40–м дне путешествия

Однако сегодня первые три часа мы шли по штилю; вдали от жилья и дорог, шли к тому, за чем мы приехали — к дикой природе Сибири. Хотя наш первоначальный план заключался в том, чтобы идти по часовой стрелке вокруг озера, после прибытия на место мы узнали, что ветер чаще дует в противоположном направлении, поэтому мы двинулись на юг. Изменение направления маршрута кроме попутного ветра дало нам еще несколько преимуществ. Во–первых, северная оконечность озера в это время еще покрыта льдом (температура воды даже здесь, вблизи южной оконечности ниже 40° по Фаренгейту (4.5° С)). Во–вторых, мы находились поблизости от цивилизации первые пару недель, что позволило немного сэкономить наш запас продуктов. Наконец, это дало нам больше времени, чтобы прийти в форму.

Мы придерживались нашего плана в части безопасности, следуя близко к гористой береговой линии. И постоянно были готовы выбраться на берег в случае возникновения опасности. Сегодня она возникла постепенно — к 11 утра северный ветер поднял волнение и через какие–то 15 минут мы шли по 2–х футовым (0.6 м) волнам. Через 13 миль мы завершили наш путь по воде, но не в воде: Хезер «сломала лед» и отдала дань Байкалу, совершив крещенское купание.

Экспедиция вокруг Байкала началась официально!!

Положение: 51°54'39.66" с.ш, 105°11'10.14" в.д.

День 3. 3 июня 2003 г.

Встреча Хезер с Бурханом
Встреча Хезер с Бурханом
Встреча Хезер с Бурханом

Каждое утро Байкал спокоен как зеркало, след от весел, да волна от бортов каяков — единственные источники волнения. И каждый день ветер, или холодный со стороны открытого Байкала, или теплый от гор, повергает Байкал в хаос. В течение часа эти ветры могут возникать и исчезать до шести раз и дуть во всех направлениях. Прошлым вечером мы наблюдали из лагеря, как северный ветер гнал волны слева направо. Спустя полчаса свирепый поток волн справа налево охватил все видимое пространство. Вряд ли физика может описать подобную картину.

Несмотря на быстрые изменения ветра, мы неизменно делаем 20 миль или около того в день и находим отличные уединенные места для стоянки. Уединенные, если не считать нарушением спокойствия грохот проходящего ночного поезда. В этих местах вдоль части Байкала идет железная дорога с бесчисленными тоннелями, пронизывающими крутые лесистые горы. Мы совершили послеобеденный пеший поход по рельсам в длинный, похожий на пещеру тоннель.

Когда я заканчиваю писать эти строки, поезд громыхает позади нас, а в 100 метрах впереди — полоса спокойной байкальской воды вдоль каменистого берега. Выше всего этого постепенно набирает силу ветер.

Положение: 51°44'28.3" с.ш, 104°16'59.1" в.д. Середина пути между Ангарой и южной оконечностью Байкала.

День 6. 6 июня 2003 г.

На 5–й день мы достигли первой значительной вехи — самой южной точки Байкала. После покупки продовольствия в поселке Слюдянка и фотографирования, мы направились на север, к нашей следующей контрольной точке... к Байкальскому целлюлозно–бумажному комбинату.

Мы быстро проплыли мимо Байкальска, страстно мечтая о безлюдных местах на севере. При прохождении города нас бомбардировали песней «Какой изумительный мир» Луиса Армстронга в стиле техно.

Мы не могли избежать встречи с русскими, которые громко сигналили своими автомашинами. Мы подошли к берегу и сказали «Здравствуйте». И услышали в ответ «Hello». Четверо русских подошли, чтобы встретить нас, двое из них говорили на английском — дальше это будет редкое удовольствие, а один оказался хорошим другом нашего знакомого из Большого Голоустного.

Положение: 51°29'57.5" с.ш., 104°14'51.1" в.д. (восточное побережье Байкала).

День 10. 10 июня 2003 г.

Любой человек, который путешествовал в северных широтах и находился около воды, будь это озеро, река или болото, может рассказать одну–две истории о летающих кровососах. Мухи, комары, гнус, называйте их как хотите, они врываются, роятся, ползают, жалят, кусают, сосут и заражают. И, по крайней мере, в легенде заставляют взрослого человека плакать как ребенка.

После десяти дней жизни на берегу и путешествия по озеру Байкал, мои сомнения и неверие в такие рассказы закончились.

Здесь буквально тучи кровососов, хотя лучше сказать — одна туча, растянутая на целых полторы недели. Эти прожорливые насекомые ползают и прилипают к чему угодно — к твердому, жидкому, газообразному.

Поверхность озера полна скользящими по воде, плывущими, извивающимися живыми существами. Каждый камень и кусок дерева на берегу — пещера, квартира не для дюжин, для сотен трепещущих насекомых, которые убегают или улетают при нашем приближении. За 60 секунд, которые мы тратим на причаливание и выход из каяков, тысяча новых пассажиров забирается в лодки, под лодки и в снаряжение.

Сделав три шага, вероятно, уничтожаешь сотни жизней. Но не беспокойтесь. Их тела немедленно употребляются живыми насекомыми.

Дышать здесь, означает потреблять коктейль из одной части воздуха и двух частей летающих насекомых, затем откашливаться и выплевывать их, готовясь к следующему вдоху. Я не мог себе представить, что такая плотность насекомых возможна. А мы ведь только начали наше путешествие на север.

День 12. 12 июня 2003 г.

Мы никогда не останемся без топлива для костра
Мы никогда не останемся без топлива для костра
Мы никогда не останемся без топлива для костра

Последние 24 часа мы живем в палатке на песчаной косе шириной 75 ярдов и длиной 5 миль. Байкал находится к западу от нас, а залив шириной 3 мили — к востоку.

Береговая линия залива не видна отсюда. В действительности, не видно ничего, что находится далее четверти мили, так как небо покрыто густым свинцово–серым туманом.

Солнце, темный красный шар, похожий на тот, что мы наблюдали летом 2000 года во время пожаров в Монтане, появляется на несколько часов после полудня. Снова мы его видим еще часа четыре, примерно с 18 часов до захода.

Местные рыбаки сказали нам, что горят леса на обоих берегах Байкала, и нельзя сказать точно, с какого берега принесло к нам этот дым.

Наш последний ясный день, последний день, когда мы смогли подзарядить наши батареи от солнечного света и погреться под солнцем после дневного перехода, был 5 июня.

Завтра мы направимся на север к дельте реки Селенги — крупнейшему притоку Байкала, поставляющему в Байкал 40% воды от общего речного стока.

Селенга представляет собой лабиринт шириной 30 миль, состоящий из болот и извилистых проток. Наш план заключается в том, чтобы без причаливания к туманному внешнему краю дельты, грести против течения достаточно далеко, чтобы достичь основного русла, затем повернуть и двигаться по течению до выхода в Байкал в северной части дельты.

Положение: 51°54'41.2" с.ш., 106°06'23.9" в.д.

День 16. 16 июня 2003 г.

Бурятский рыбак Иван массировал спину Брандону с такой силой, что я была уверена — появится кровь. Я сидела рядом и доедала из тарелки последнюю рыбу. Краем глаза я могла видеть Сергея, шеф–повара нашего торжества, наблюдавшего за мной и смеявшегося, когда я облизывала свои пальцы, поглаживала живот и объявляла: «Восхитительно».

Эти два рыбака загадочным образом появились в нашем лагере два часа назад и с тех пор суетились вокруг нас. Они покинули нас ровно в 20 часов. Когда мы стояли в нашем песчаном лагере в начале дельты Селенги, они все время были рядом и в моих ушах звучали их слова — предупреждение нам на русском языке: «Не пытайтесь идти внутрь дельты».

Брандон и я были уверены, что если это ангелы сошли с неба в образе рыбаков и советуют обходить дельту снаружи, то мы должны последовать совету.

Следующим утром в 6:45 мы двинулись в туман, такой густой, что можно протянуть руку и потрогать его. Через три минуты после отчаливания, каждый аргумент против обхода дельты снаружи был выдвинут и отвергнут с итоговым выводом: «Мы должны идти другим путем, болваны».

Мы шли по воде такой мелкой, что весла задевали дно при каждом гребке. Через отмели каяки приходилось перетаскивать. Мы направились в открытое море, сверяясь по компасу. Но даже когда тень от суши исчезла, мели продолжали встречаться. Ветер дул с запада. Барометр падал, и я вспоминала обещание, которое дала моим родителям: «Конечно, мы будем осторожны; да, мы будем держаться вблизи берега; нет, мы не будем рисковать без необходимости».

Через три мили голос Брандона вывел меня из транса. «Нам нужно подумать»,— крикнул он сквозь ветер. Я подошла к его лодке.

Так мы сидели борт о борт на краю самой большой дельты, в самом большом озере мира, обдумывая наш план.

Положение: 52°35'09.1" с.ш., 107°14'41.9" в.д. (примерно 30 миль к северу от дельты Селенги).

День 17. 17 июня 2003 г.

Брандон прокладывает путь в дельте Селенги
Брандон прокладывает путь в дельте Селенги
Брандон прокладывает путь в дельте Селенги

К счастью, мы сохранили в GPS координаты нашего предыдущего лагеря. Мы развернулись и часом позже вернулись на мелководье, где началось сегодняшнее утро.

Новый план заключался в том, чтобы сделать то, что планировалось изначально: идти по заболоченным протокам против течения, придерживаясь правой стороны, пока не достигнем некоторой точки, которая еще не определена ни в наших головах, ни на нашей карте. В этой точке мы должны будем сделать первый и единственный поворот налево и идти дальше по течению. Если мы повернем слишком рано, то рискуем вернуться туда, откуда ушли.

Переход не представлял бы сложностей, если бы на карте времен Холодной войны имелась хоть какая–нибудь координатная сетка. Однако она, насколько нам известно, отсутствовала по «стратегическим» причинам.

Как только утренний ветер набрал силу, мы произнесли последние молитвы Бурхану и, помня об опасности потеряться в лабиринте болот, направили каяки против течения.

Положение: 52°42'33.8" с.ш., 107°32'35.2" в.д. (примерно 50 миль к северу от дельты Селенги).

Далее: Часть 2. Участок от Селенги до Святого Носа

Другие походы:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.