Lake Baikal
Путешествуем по Байкалу. Присоединяйтесь!
Путешествуем по Байкалу. Присоединяйтесь!

Поход по Байкалу на байдарке.
Вдоль Кругобайкальской железной дороги.
2000 год

День 8. 10 августа, четверг. 09:55 — 15:55.
Мыс Столбы (131 км) — мыс Половинный (109 км), 21 км

Сегодняшняя цель — бухта на западной стороне мыса Половинный. Встречный ветер почувствовали сразу, как только вышли за оконечность мыса. Над горами восточного берега роятся плотные облака. Ветер не сильный, но надоедливый и усиливающийся при прохождении мысов. Волна небольшая и никакой опасности не представляет, а наличие бредущих по берегу навьюченных конкурентов побуждает почаще махать веслами.

Озеро Байкал. Мыс Половинный
Озеро Байкал. Мыс Половинный.
Озеро Байкал. Мыс Половинный.

По сравнению с маршрутом Малое Море — Листвянка и особенно участком Малое Море — Бугульдейка, пройденным в прошлом году, нынешний — просто увеселительная загородная прогулка. Здесь нет продолжительных участков со скалами, отвесно уходящими в воду. Отсутствуют прелести вроде Большого Голоустного или Бугульдейки, где на мелководье разгоняется свирепая волна. Нет здесь и мест, где приходится далеко удаляться от берега, что на Байкале байдарочникам делать категорически не рекомендуется по причине внезапно налетающих ветров. Пикник, одним словом.

Пешие туристы, насколько я смог рассмотреть, тоже особо не надсаживаются. Те, кому совсем не хочется ноги бить, едут на всем, что движется по железной дороге. А движутся по ней, кроме поезда, проходящего раза четыре в неделю почти по расписанию туда и обратно и останавливающегося на всех станциях, различные дрезины и хитрые вагончики. Слышно приближающийся транспорт за несколько километров, так отчаянно он гудит, предупреждая зазевавшихся туристов. Но движение не очень интенсивное — рельсы на Кругобайкальской железной дороге немножко ржавые.

Не так быстро, как хотелось бы, мы достигли желанной цели. Место оказалось совершенно свободным, закрытым от восточного ветра и довольно уютным. Другу очень понравилась огромная поляна на берегу, на которой он от избытка чувств принялся носиться кругами и валяться в траве.

День 9. 11 августа, пятница. 08:25 — 17:20.
Мыс Половинный (109 км) — ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги, 34 км

В воздухе что–то назревает и заставляет поторапливаться. Пришлось пожертвовать самыми приятными утренними часами сна, чтобы, если не проскочить сегодня в водохранилище, то хотя бы как можно ближе подобраться к нему. С утра погода очень приятная — светит солнце, небольшой ветерок появляется только при прохождении мысов. На стоянке с восточной стороны Половинного неожиданно обнаружилось огромное количество туристов, не меньше пятидесяти человек. Удивительное дело, всего в километре отсюда мы вдвоем занимали огромную поляну, а здесь такая плотность населения.

Этот переход был отмечен полным штилем, установившимся после обеда, и страшной жарой, с которой пришлось бороться с помощью интенсивного водяного охлаждения. К вечеру благополучно добрались до места первой ночевки на Байкале. Можно было дойти и до Ангары, но хотелось попрощаться с Байкалом, и мы снова остановились у этого красивого ручейка. В смысле захламленности здесь ничего не изменилось.

Вечером пообщался с местным пожилым рыбаком, предпочитающим, по его словам, разрешенные орудия лова — спиннинг и «кораблик». Оказалось, что рыбалка в районе Кругобайкальской железной дороги превратилась в целую проблему — поймать хариуса стало очень сложно. Дедушка так живописал изобильные прошлые рыбные времена, что я пожалел, что так поздно родился. Рыбы не стало, и удивляться особенно нечему — браконьерские сети на Байкале стоят везде, даже в самых глухих местах, а моторных лодок, оглушающих своим ревом несчастную рыбу, едва ли не больше, чем чаек. И если уж сорной рыбы в Малом Море становится все меньше и меньше, то что ждать от благородного хариуса.

На закате из–за Бакланьего мыса выползли тучки совсем неприятного вида.

День 10. 12 августа, суббота. 10:05 — 17:20.
Ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги — водохранилище, около 34 км до Иркутска, 27 км

Под утро в верхушках деревьев засвистело. Выбрался из палатки — на небе низкие черные тучи, мыс Бакланий сидит в одной из них — верный признак близких неприятностей. Байкал угрюмого свинцового цвета, по воде в разных направлениях пробегают полосы ряби.

Решил дождаться, когда солнце выберется из–за хребта, и тогда думать, что делать дальше. Дойти до порта Байкал можно без особых проблем — по всему берегу галечный пляж и в случае внезапного усиления волнения можно выброситься, но вот если прихватит во время обхода причальных сооружений порта…

Мыс Толстый
Мыс Толстый
Мыс Толстый

Через три часа погода не изменилась, ветер по–прежнему свистит где–то вверху, видно, что довольно далеко от берега что–то происходит, но около берега тихо. Снимаемся, выходим и уже через час нас подхватывает течение Ангары.

Здесь дует встречный ветер, не очень сильный, но стоит перестать грести и байдарку начинает выносить обратно в Байкал. Отдохнуть на ходу не удается, приходится махать веслами, хочется уйти подальше от моря и найти хорошее место для стоянки — я чувствую, что она может быть долгой. Но хорошие стоянки все заняты, в глубоких заливчиках по–прежнему стоят яхты, во всех прочих — палатки, а мы любим тишину и потому, борясь с ветром, проходим мимо. Наконец, пройдя километров двадцать по заливу, находим место, не то чтобы удобное, но очень уединенное.

Ночью пошел дождь и с севера задул сильный шквалистый ветер.

Дни 11 и 12. 13, 14 августа, воскресенье, понедельник.
Водохранилище, 34 км до Иркутска, дневка

Вот она — расплата за прекрасную погоду на Байкале. Дождь, ветер (излишне говорить куда он дует). Запас времени пока есть, поэтому пытаемся переждать это безобразие, тем более, что ветер сильный и разогнал приличную волну. Постоянно проносятся мощные шквалы, завывая в верхушках деревьев. Сидим с Другом в палатке. Развести костер — целая проблема, намокшие осиновые дрова горят плохо, а выскакивать под дождь, чтобы поддерживать огонь не очень хочется. Вода в водохранилище стала мутная, приходится ее набирать в котелок и отстаивать. Радует только, что пока довольно тепло.

День 13. 15 августа, вторник. 9:55 — 11:30.
Водохранилище, 34 км до Иркутска — водохранилище, 28 км до Иркутска, 6 км

Ну все, терпение лопнуло. Утренние тучи бегут по небу просто так, дождя нет, ветер немного стих и волна позволяет отчалить. Снялись, погрузились. Оттолкнулся от берега — с неба тут же полилось. Деваться уже некуда, идем вперед.

При прохождении мысов ветер крепчает, а волна временами достигает метра, причем волна, как на Байкале — короткая, злая, с коварным буруном. Байдарка взлетает на гребень волны и с грохотом, разбрасывая брызги и рискуя сломаться пополам, обрушивается носом во впадину. Ближе к середине водохранилища видно множество белых гребней — там еще хуже. Я несколько озадачен, поскольку всегда считал водохранилище совершенно безопасным местом. И вдруг такая волна, а ведь, наверное, может быть еще больше.

В какой–то момент вдруг осознаю, что тратить силы на борьбу с волнами и ветром не имеет особого смысла, все равно в такую погоду больше 10–15 километров за день не пройти, время пока терпит, да и оверкиль сделать в конце пути не очень хочется, а мы только что прошли место позапрошлогодней стоянки, от которой остались самые приятные воспоминания… Уговорил себя, короче говоря. Уворачиваясь от особенно высоких волн, разворачиваемся и заходим в уютный заливчик, защищенный от волн и ветра. Встаем немного в стороне от места, где я стоял два года назад, здесь чисто, лес и много хороших сухих сосновых дров.

День 14. 16 августа, среда. 07:15 — 15:30.
Водохранилище, 28 км до Иркутска — Иркутск, 28 км

Поднялся очень рано и успел увидеть остатки мрачных туч, уходящих в сторону Байкала. Быстро собрался и отчалил, наивно полагая, что ветер исчез вместе с тучами. Однако он задул, как только солнце поднялось немного выше. Это был самый скучный и самый трудный переход в нашем походе.

Подведение итогов

За 12 ходовых дней мы не спеша преодолели почти 280 километров, в среднем за день около 23–х километров. Чистое ходовое время около 68 часов, что дает среднюю скорость 4.1 км/час. Байкал нас побаловал небывалым шестидневным штилем, парус всю дорогу играл роль балласта.

А что же цель путешествия — Кругобайкальская железная дорога? Слов нет, тоннели и мосты производят впечатление. Да, сама дорога, безусловно, вызывает восхищение, являясь шедевром инженерной мысли, но лучше бы этот шедевр радовал глаз где–нибудь подальше от Байкала. Ведь из–за наличия дороги байкальские берега не сделались красивее, напротив — благодаря Кругобайкалке берега помимо уникальной кладки украсились безобразными бетонными стенами и отвалами горной породы. Утешает лишь то, что построили Кругобайкальскую железную дорогу в те времена, когда железобетонные конструкции со следами опалубки и торчащей ржавой арматурой не считались верхом изящества. Можно представить, что вышло бы из рук нынешних строителей. А что тут представлять — сейчас на Кругобайкалке меняют деревянные телеграфные опоры на куда более изящные бетонные, и старые столбы, провода, изоляторы валяются вдоль дороги. Ну, столбы туристы на дрова со временем употребят, провода лет через двадцать превратятся в ржавчину, а вот фарфоровые изоляторы и правнуки наши находить будут.

Есть и другая проблема, вызванная наличием дороги — это доступность для всех, включая вандалов. Последние не представляют поход без двуручной пилы и ведра краски. Первую они употребляют для валки леса в месте стоянки с целью обустройства быта, второе — на кретинопись — декоративную раскраску скал и увековечивание своих героических имен. Кроме того, они имеют в наличии множество стеклянных, пластиковых и металлических банок и бутылок, которые будут оставлены там, где состоится потребление их содержимого. Объективности ради замечу, что ведут они себя так везде, не только на Кругобайкалке, на то они и вандалы.

© Магия Байкала

Ссылки по теме:

Другие походы:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.