Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

Поход по Байкалу на байдарках.
Иркутск — залив Мухор — Иркутск.
1999 год

День 7. 24 июля. 13:25 — 15:25.
Скала Бакланий Камень — река Еловка, 18 км

День начался с исчезновения солнца в плотных серых облаках. На сегодня запланировали короткий переход, чтобы подойти как можно ближе к Голоустному и пройти его на следующий день пораньше.

Мыс Малый Колокольный
Мыс Малый Колокольный
Мыс Малый Колокольный

Только отчалили, как задул попутный ветер. Подняли паруса. Следом за нами, в районе Песчанки, под парусами шла какая–то яхта. Ветер крепчает, стали налетать шквалы, поднялись приличные волны — отдельные достигают метра, но через некоторое время сами шквалы уже не дают волнам больше расти, сбивая им гребни. Шквалы достигают такой силы, что временами парус приходится ставить во флюгерное положение, так как байдарку начинает валить на бок. На глаз, сила ветра в пределах от крепкого до очень крепкого (15–17 м/с).

Хочется прижаться к берегу, чтобы иметь шанс выбраться в случае переворота, но вблизи берега частенько попадаются здоровенные валуны, налетать на которые не очень хочется. Пес ведет себя как обычно — спокойно спит в багажнике, и только когда особо шумная волна прокатывается по бортам, поднимает голову и без особого интереса озирается вокруг.

Вскоре байдарка начала «садиться» на волну, а еще через некоторое время — скатываться с нее, обгоняя и зарываясь носом в предыдущую. Это уже опасно, так как в воду уходит весь нос и еще полуметровая часть корпуса, закрытая фартуком. К счастью, надежно закрытая и подпертая вещами. Кроме того, когда волна проходит под байдаркой, она почти перестает слушаться руля и пытается развернуться к волне бортом.

Паша, у которого парус немного больше и другой конструкции — его нельзя поставить во «флюгер», а можно либо совсем убрать, либо уменьшить площадь,— начал отставать и вдруг совсем опустил парус. Связи с ним у меня уже не было — такой шум стоял вокруг, и мне ничего не оставалось, как лечь в дрейф, медленно двигаясь вперед на веслах, чтобы не потерять управление и иметь возможность уворачиваться от волн. Потом выяснилась, что Павел пытался зарифить парус, частично намотав его на гик, однако эта процедура не была предварительно отработана и заняла довольно много времени.

Наконец двинулись дальше, стараясь идти настолько близко к берегу, насколько это возможно, чтобы в случае чего... Берега быстро проносились мимо. Где мы находимся, я не представлял, на карту смотреть просто некогда. Яхта, которую заметили при отчаливании, по–прежнему идет немного мористее следом и… отстает!

Так как ветер стихать не собирается, а обходить в такую погоду Голоустное не очень хочется, начинаем искать место для выброса. И скоро увидели, не очень подходящее, но вполне пригодное — пляж из гальки, не очень много хорошо обкатанных крупных камней и красивые заросли на берегу. Высадились на удивление удачно, как потом оказалось, у берега здесь долго довольно мелко, и волна почему–то не разгонялась на мелководье, как обычно, а гасла, может потому, что на дне было много валунов.

Через некоторое время мимо прошла знакомая яхта. Паша, опытным взглядом человека, некогда посещавшего яхт–клуб, определил, что идет она только под штормовым стакселем. Болтало ее крепко. Интересно было бы на нас со стороны посмотреть.

Место было удивительно красивое — ряд густых деревьев вдоль всего пляжа, потом свободное место, поросшее высокой травой и цветами, дальше — кустарник и несколько полянок. Была здесь и речка, но ее мы обнаружили только на следующий день.

День 8. 25 июля. Дневка

Ночью была очень сильная гроза, начался дождь и шел до середины дня, время от времени затихая. Немного штормит, но ветер уже не такой свирепый. Отдыхаем. После шторма вода снова очень холодная, купаться можно, но удовольствия от этого не много.

День 9. 26 июля. 11:25 — 18:25.
Река Еловка — 5 км юго–западнее пос. Большое Голоустное, 16 км

Погода немного наладилась. Дует встречный ветер, но идти можно, хотя и не очень быстро. Благополучно добрались до мыса Ушканий и от него пошли прямо на мыс Голоустный, удаляясь от берега. Вдали от берега ветер и волна немного сильнее, но мы выигрываем, укорачивая путь. Через два часа унылый мыс остался позади.

Как обычно, вблизи Голоустного очень много отдыхающих, все на машинах. Нам повезло, наше любимое место не занято, на авто сюда заехать нельзя. А рядом, всего в километре отсюда, огромное количество отдыхающих. После нас здесь явно кто–то побывал — видны свежие следы от палаток, но мусора заметно не прибавилось.

Вечером мимо нас в сторону Иркутска прошла байдарка. Немного пообщались с единственным гребцом. Оказалось, что он уже три недели идет из Северобайкальска. Сам из Самары, до этого ходил по Волге. Байкал ему не понравился — ветер и негде от него укрыться. На севере видел одного медведя. Немного раньше его обогнала еще одна байдарка с двумя поляками, вроде бы они тоже шли из Северобайкальска. Байкал популярен.

День 10. 27 июля. Дневка

С утра штормит. Мимо нас по тропе в обе стороны время от времени проходят группы туристов. Лохматый Друг их добросовестно облаивает.

День 11. 28 июля. 12:10 — 21:50.
5 км юго–западнее пос. Большое Голоустное — река Черная, 26 км

Скучный день. Огромное количество народа на берегах везде, где только можно поставить палатку. Из–за этого возникли проблемы с ночевкой, в итоге остановились в том же месте, где я стоял в прошлом году и от которого остались малоприятные воспоминания. За год здесь мало что изменилось, по ночам орут так же громко, а мусора существенно прибавилось.

День 12. 29 июля. 09:25 — 19:50.
Река Черная — падь Малолетняя, Иркутское водохранилище, 27 км

Дует очень сильный шквалистый встречный ветер. Во время шквала иногда даже срывает пену с гребней волн. Между шквалами наступает затишье на несколько минут, за это время пытаемся продвинуться как можно дальше вперед. Через некоторое время заметили, что ветер налетает, когда солнце скрывается за облаком. Легче от этого открытия не стало.

Тешили себя надеждой, что после поворота почти на 90 градусов за мысом Лиственичный ветер будет дуть как–нибудь по–другому, сбоку, например. Ожидания оправдались лишь частично, шквалы исчезли, теперь ветер дул все время, но по–прежнему навстречу.

На прохождение жалких пяти километров вдоль Листвянки потратили целых два часа. Зато подробно рассмотрели поселок. Погорячился А.П. Чехов, сравнивая Листвянку с Ялтой, крепко погорячился. В Ялте иностранные гости тоже бывает бродят по пляжу, но перепрыгивать через помойки им там не приходится. Как–то даже стыдно стало, вдруг они еще не знают, что у нас везде так, и подумают, что мы тут специально навалили, чтобы им досадить…

Еще раз повернули почти под прямым углом и вошли в водохранилище, ветер при этом маневре направления не изменил — все равно дует строго навстречу. Подплыли к Шаман–Камню, и Паша, не убоявшись, фамильярно похлопал его по мокрой макушке. Никто его за это молнией не поразил, хороший знак — старик–Байкал на нас не в обиде. Оборачиваемся и последний раз смотрим на Байкал…

День 13. 30 июля. 14:10 — 22:00.
Падь Малолетняя  — Курминский залив, 26 км

Ночью погода испортилась. Вышли, как только прекратился дождь. Остановились искупаться в бухте, в которой ночевали в первый день. Вода очень теплая. Пообщались со старым знакомым. Дедушка поведал нам, какие щуки ловились в годы его молодости в Базарной. Да, были времена…

День 14. 31 июля. 10:15 — 15:15.
Курминский залив — плотина Иркутской ГЭС, 20 км

Борьба с ветром и дождем. Самый неинтересный день.

На обратный путь потребовалось 75 часов чистого ходового времени. 

Подведение итогов

Около 530 км пройдено за 24 дня (из них 5 дней отдых, добровольный или вынужденный). В среднем за ходовой день проходится около 28 км. Интересно, что в течение 12–ти из этих 24 дней приходилось идти против ветра, 6 дней ветер был попутный и 6 дней — штиль. И это притом, что мы прошли одинаковое расстояние в двух противоположных направлениях. Отсюда неутешительный вывод для любителей ходить под парусом: ветер дует навстречу в два раза чаще, чем в спину. На Иркутском водохранилище ситуация выглядит еще более мрачно. К моменту написания этих строк я прошел водохранилище дважды от Иркутска до Байкала и трижды в обратном направлении, затратив на это 14 дней. Из них не было ни одного дня, когда бы ветер был попутным.

Другие походы:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.