Lake Baikal

Состояние проекта по разработке Холоднинского месторождения полиметаллов и оценка возможных экологических последствий для экосистемы Байкала.

В 2007 г. было подготовлено «ТЭО первой очереди отработки запасов полиметаллического месторождения «Холоднинское» (вскрытие и подготовка запасов)» (концептуальные предложения без детальной технической проработки), которое прошло общественное обсуждение и общественную экологическую экспертизу. По замечаниям экспертов в проект были внесены изменения, главные из которых заключались в том, что предусматривается подземная выработка в уже имеющихся штольнях (оставшихся от геолого–разведочных работ) с закладкой выработанных участков пустыми породами и размещением первичного производства по переработке руды в подземных горизонтах (на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории в междуречье рек Тыя и Холодная — притоков Байкала), вынос горно–обогатительного комбината (ГОК) за пределы водосбора в бассейн реки Олокит, притока Лены.

Доработанный вариант ТЭО проекта получил отрицательное заключение государственной экспертизы 21.12.2007 г., в составе которой по новому законодательству есть экологический блок (письмо ФГУ Главгосэкспертиза России от 27.12.2007 г. № 3889–07/ГГЭ–5556/06).

В итоговом документе 32 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (10 июня 2008, Квебек, Канада) в разделе, посвященном озеру Байкал, содержится просьба к Правительству России сохранить запрет на разработку месторождений полезных ископаемых на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и представить в Центр Всемирного наследия к 1 февраля 2009 года четкий и подробный отчет о степени сохранения объектов участка всемирного природного наследия, включая описание статуса свинцово–цинкового месторождения Холоднинское.

Замечания к проектным материалам «ТЭО первой очереди отработки запасов полиметаллического месторождения «Холоднинское» (вскрытие и подготовка запасов)».

  • Наблюдающийся незначительный излив токсичных шахтных вод на скважине № 2, который спустя 20 лет после окончания геологоразведочных работ усиливается, свидетельствует о том, что эти процессы связаны со сложной гидрогеологической структурой пород и, возможно, глобальным потеплением климата. По имеющимся предварительным оценкам данных наблюдений загрязнение в настоящее время носит локальный характер и не угрожает экосистеме озера Байкал.

    В новом проекте ТЭО разработчики должны оценить возрастание объема излива токсичных шахтных вод вследствие начала широкомасштабного воздействия на гидрогеологическую структуру подземных массивов при подземных выработках имеющихся штолен (буровзрывные работы и переработка руды) и мощность насосов, которые должны будут вести откачку непрерывно как в течение действия проекта (25–30 лет), так и по его окончании и эти затраты должны будут включены в проекты рекультивации и закрытия предприятия. Такие оценки разработчиками проведены не были, что ставит под сомнение экологическую безопасность и рентабельность (эффективность) всего инвестиционного проекта в целом.

  • В проекте ТЭО первой очереди шахтные воды планируется закачивать в первичный отстойник около шахты в пределах водосбора Байкала. Необходимо оценить риски чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией отстойника (землетрясение, многолетнемерзлые грунты) и залпового сброса в притоки Байкала.

  • Подземная выработка предполагается с помощью взрывов с последующей закладкой пустот отработанными породами. При этом могут образовываться пустоты (в том числе и за счет трещинно–жильных вод), которые будут провоцировать обрушение верхних горизонтов (70–100 м толщиной). Необходимо оценить эти риски.

  • Необходимо оценить риски аварий и разгерметизацию пульпопровода, который будет перебрасывать сжиженную переработанную руду (пульпу) за 25 км на ГОК в очень сложных природно–климатических условиях (низкие температуры и сейсмика).

  • Годовой приток рек Верхняя Ангара и Кичера составляет 9 км3 (второй по объему после реки Селенга — главного притока озера Байкал), минерализация речных вод (0.0600 г/л) меньше озерных вод (0.0965 г/л). В прибрежной части Северного Байкала идет сильное вертикальное перемешивание практически до самого дна. Циркуляция вод в Северном Байкале состоит из циклонической кругобайкальской составляющей и замкнутой внутрикотловинной циркуляции в Северном Байкале в районе мысов Котельниковский — Амнудакан (мыс, река и губа). После мыса Котельниковский циркуляция вод прослеживается под западным берегом до выхода в Средний Байкал в районе Академического хребта.

    Эти динамические особенности режима вод Северного Байкала могут привести к тому, что повышенные содержание сточных вод в значительной степени будут прослеживаться в замкнутой внутрикотловинной циркуляции (устье Верхней Ангары, Кичеры — м. Котельниковский — Амнудакан) и в ослабленном виде под западным берегом всего Северного Байкала. Особенно сильное угнетение может испытать северобайкальская раса омуля, что приведет к значительному экологическому и экономическому ущербу, негативным социальным последствиям для местного населения, в структуре питания которого омуль играет значительную роль. Не вдаваясь в детали воздействия сточных вод на биоту Байкала, можно определенно сказать, что негативное воздействие сточных вод будет оказано на высшие звенья пищевой цепочки экосистемы озера — омуль и нерпу.

    При дальнейшем анализе данной проблемы могут быть использованы электронные (цифровые) батиметрические карты (De Batist, Canals, Sherstyankin, Alekseev, 2002; Шерстянкин и др., 2006).

  • Возможно воздействие токсичных шахтных вод на подрусловой поток рек Тыя и Холодная, что не исключено, учитывая сложную гидрогеологическую структуру недр в районе проектирования ГОКа (междуречье рек Тыи и Холодная — притоков озера Байкал).

  • При попадании сточных вод в реку Тыя может пострадать основной водозабор города Северобайкальска с 35–тысячным населением, расположенный вблизи русла реки.

  • Негативное воздействие сточных вод на водно–болотные угодья совмещенной дельты рек Верхняя Ангара и Кичеры, занесенные в «теневой список» водно–болотных угодий Рамсарской конвенции и играющие исключительно важную водоохранную и водоформирующую роль для вод Северного Байкала.

Таким образом, в настоящий момент проект представляется как широкомасштабный производственный эксперимент на территории участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» с чрезвычайно потенциально опасными экологическими последствиями для уникальной экосистемы озера Байкал, а также неясными экономическими и социальными последствиями.

Прим. Пункт 5 подготовлен доктором физико–математических наук, ведущим специалистом в области гидрофизики Байкала П.П. Шерстянкиным.

Подготовил: Шапхаев С.Г., директор БРО по Байкалу, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Восточно–Сибирского государственного технологического университета по материалам международной конференции «Особенности хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории» 03.06.2007 г., турбаза «Энхалук» на Байкале (Кабанский район Республики Бурятия) и международного семинара «Вопросы повышения общественной эффективности инвестиционных проектов в области минерально–сырьевого комплекса и туристско–рекреационной деятельности» от 24–25.09.2007 г., Улан–Удэ.

20 августа 2008 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.