Lake Baikal

Национальное достояние, не нужное никому

На заседании высокой комиссии, о котором идет речь ниже, обсуждался также вопрос об особых экономических зонах туристско–рекреационного типа, коих на берегах Байкала планируется возвести целых две, и потратить на это дело более 56 миллиардов рублей. На фоне этой суммы, стиль обсуждения вопроса о том, кто даст 10 миллиардов на уборку помоек, оставшихся от БЦБК, выглядит как безобразная склока в коммуналке на тему, чья очередь покупать лампочку в сортир, взамен сгоревшей. Между тем, у почившего в бозе комбината есть владелец. Даже два. Это управляющая компания «Континенталь Менеджмент», входящая в холдинг «Базовый элемент» (51% акций) и родное государство (49% акций). Если бы последнее в своей работе руководствовалось законами, то вопрос о том, кто должен разгребать за БЦБК вообще не стоял бы, а члены комиссии могли бы заняться чем–нибудь действительно полезным.

27 мая в Министерстве природных ресурсов России состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. Заседание провел министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

Главными вопросами, которые обсудили участники заседания, стали проблемы и перспективы ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности Байкальского ЦБК. Позиция Минприроды заключается в том, что озеро Байкал находится в опасности, с учетом того, какой объем отходов накопился на территории, прилегающей к озеру, за более чем 40 лет деятельности ЦБК. По данным министерства, это 6.2 млн. тонн, которые складированы на берегу (чтобы был понятен масштаб — это больше 100 тысяч железнодорожных вагонов — МБ).

Загрязняющие вещества из мест складирования поступают в подземные воды, а затем в озеро. Если в результате землетрясения или иного природного явления хранилища будут разрушены, Байкалу угрожает катастрофическое загрязнение, констатировали в Минприроды.

На ликвидацию отходов производства ЦБК требуется сумма в размере от 4 до 10 млрд. рублей. Иркутская область не может справиться с решением этой проблемы самостоятельно, так как это — 10% всего областного бюджета, заявила на заседании министр природных ресурсов и экологии Иркутской области. Областные власти считают, что помочь в финансировании должен федеральный центр — ведь Байкал является национальным достоянием. В свою очередь, министр Юрий Трутнев подчеркнул, что более корректно говорить о том, чтобы поделить расходы 50/50. «Только федеральные власти не будут этим заниматься»,— констатировал он.

На заседании также выступила заместитель генерального директора по экологии ООО «ЛПК Континенталь менеджмент» Ирина Горкина. По ее словам, ситуация вовсе не является такой уж тревожной. Отходы (по словам Горкиной, их не более 6 млн. тонн, а лишь 4 млн.) складированы по специальной технологии. «Это захороненные отходы, их не надо ликвидировать. Они не оказывают влияния на окружающую среду,— заявила она. — На сегодняшний день у нас нет данных, что есть какие–либо протечки или загрязнения. Сохраняется проблема подземных вод, но для ее решения построена перехватывающая скважина. Единственным загрязняющим фактором является ТЭЦ, но она нужна не ЦБК, а городу». То, что действительно необходимо сделать — рекультивировать карты осадконакопителей, и для этого разработан соответствующий проект, добавила Горкина.

Тем не менее, Юрий Трутнев скептически отнесся к сообщению представителя «ЛПК Континенталь Менеджмент». «Не вызывает сомнений, что трудно найти что–либо более неподходящее для берегов Байкала, чем свалка отходов. А это — свалка»,— подчеркнул он.

Таким образом, Минприроды продолжает настаивать на ликвидации отходов ЦБК — то есть, на сложном дорогостоящем проекте. В связи с этим вопрос источников финансирования остается крайне актуальным. «Если Иркутская область попросит денег у центра, центр — у ООН, а ООН — у господа бога, то мы ничего не добьемся,— констатировал министр. — Если бы сегодня правительство Иркутской области сказало: мы в течение трех лет выделяем из бюджета по полмиллиарда, но этих денег не хватает, помогите — вот это было бы совсем другое отношение, заслуживающее уважения».

Между тем Байкал, как и многие уникальные памятники природы, весьма привлекателен для инвестиций. Он мог бы стать популярной рекреационной зоной, подчеркнул Трутнев. «Нам нужно так усовершенствовать законодательство, чтобы, не разрушая экосистему, там, где разрешено рекреационное использование, создавать условия для привлечения инвестиций»,— пояснил он. Природоохранное законодательство России, добавил министр, вообще в значительной степени устарело. Его модернизация — задача, которая поставлена перед Минприроды на 2009 год.

27 мая 2009 г.

Источник: ИА Regnum

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.