Lake Baikal

Наши подрядчики

Отношение подрядчиков к наемным рабочим на КБЖД

27–го октября, около 9 ч. вечера, у конторы нотариуса Горбунова стояла довольно значительная толпа около 20 чел. крестьян–лапотников из Калужской губ., Дебравской волости. Как оказалось, «отведавши железнодорожнаго пирога», они еле уносят свои животы восвояси.

Они были выписаны с родины в апреле месяце текущаго года подрядчиком Кругобайкальской ж.д. Кириковым на земляныя работы у селения Малиновки. Они были контрактованы на работы по 1–ое октября н.г. Постоянныя задержки в расчетах заставляли их покупать все необходимое в долг в лавках того же Кирикова, переплачивая втридорога. Благодаря всему этому, они ждали дня окончания контракта, как дня освобождения из неволи.

И когда наступило 1–ое октября, отказались работать и потребовали у подрядчика окончательнаго расчета, но подрядчик им в этом отказал, требуя продолжения работ до 20–го ноября.

Тогда пришлось крестьянам–рабочим обратиться за удовлетворением своих требований к мировому судье мысовского участка, который и удовлетворил их вполне, выдав им на подрядчика исполнительные листы. С этими листами они и приехали в Иркутск с целью получить, наконец, заработанныя деньги.

Таким образом, четыре недели крестьяне должны были жить без работы в ожидании денег, заслуженных ими на работах в самых тяжких условиях. «Спасибо, что нашелся в Мысовой добрый человек, харчевал и давал квартиру в долг до суда, а то бы совсем пропали наши заработанныя деньги», говорили крестьяне. Все они представляли очень тяжелое зрелище: измученные, изголодавшиеся, вконец обносившиеся, в разбитых лаптях, дырявых и вытертых дубленках, они жались от холода у конторы нотариуса.

«Незаконная эта самая Сибирь, не чаем вырваться в Россию... Ну, да не с нами одними; пожалуй, все рабочие так же заработали», утешали они себя.

Можно было поверить всем этим сетованиям, глядя на эту оборванную, изголодавшуюся толпу, в которой не было ни одного пьянаго.

Когда же, наконец, урегулируют отношения между подрядчиками и рабочими на железных дорогах? Ведь, это же, наконец, не выгодно для самих же железных дорог.

Источник: «Восточное обозрение» № 241, 2 ноября 1901 г.

Ссылки по теме: