Lake Baikal

Сообщение подполковника Волошинова на заседании Восточно–Сибирского Отдела ИРГО

В четверг, 19–го октября, состоялось первое в текущий сезон общее собрание членов Восточно–Сибирскаго Отдела Геогр. Общества; собрание посетил покровитель отдела, генерал–лейтенант А.Д. Горемыкин. Первый доклад был сделан подполковником Волошиновым о результатах произведенной им разведки севернаго направления сибирской железнодорожной линии от берегов Ангары до северо–восточнаго угла Байкала.

Из сообщения г. Волошинова выяснилось, что предположение о постройке железно–дорожной линии по вышеуказанному направлению имело совершенно случайный характер и было основано лишь на тех скудных данных, которыя имеются об этой почти совсем не изследованной местности в географической литературе.

Впервые направление железной дороги в обход Байкала с севера было проектировано генерал–майором Проценко, лично никогда не видевшим Сибири, но тем не менее пользующимся некоторым авторитетом в сибирских делах, благодаря написанной им диссертации на тему об Амурском крае еще в то время, когда он учился в академии генеральнаго штаба. Записка генерала Проценко указывала главным образом на сокращение железнодорожной линии при проведении ея по северному направлению.

Ознакомившись в Томске с запискою генерала Проценко, говорит г. Волошинов, инженер Меженинов явился горячим защитником севернаго направления и с своей стороны написал доклад в его защиту. Но так как не было никаких достоверных фактических данных о проектируемом обеими записками пути и самые проекты были основаны на неверных картах, то явилась необходимость детальных изследований в районе между Ангарой и северо–восточным углом Байкала, для какой цели и были командированы подполковник Волошинов и инженер Прохаско.

О пути, пройденном г. Волошиновым, мы сообщали уже в № 42 «Вост. Обозр.» и потому не будем повторять сказаннаго там. Результаты произведенной нивелировки обнаружили вполне, с какими трудностями и почти неодолимыми преградами пришлось бы считаться при проведении железной дороги по северному направлению. От берегов Ангары до Байкала здесь пришлось бы пересечь пять больших рек и шесть высоких горных хребтов, возвышающихся над соседними речными долинами от 100 до 300 сажен; хребты эти в большинстве случаев плоски, хотя имеют весьма крутые подъемы и спуски, поэтому они представляют в ширину значительную толщу, устройство тоннелей чрез которую потребовало бы громадных денежных трат.

Если же в обход главных горных кряжей проложить железнодорожный путь по долинам главных рек и их притоков,— то дорога вышла бы крайне извилистою и длина пути должна бы быть увеличена вдвое против прямаго направления, хотя и в этом случае дело не могло бы обойтись без тоннелей или таких крутых уклонов, которые сильно затруднили бы транзит.

Таким образом, северное направление превосходит далеко своими трудностями проложение рельсоваго пути в обход Байкала с юга и при ближайшим изследовании совершенно утрачивает свою мнимую выгоду — сокращение длины железнодорожной линии.

К сожалению, краткость времени предоставленнаго для доклада, помешала, вероятно, г. Волошинову войти в подробности о тех любопытных физико–географических условиях края и этнографических особенностях его населения, относительно которых он делал наблюдения и заметки во время пути.

Источник: «Восточное обозрение» № 44, 29 октября 1889 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.