Lake Baikal

Кругобайкальская железная дорога

Тоннель на берегу Байкала
Тоннель на берегу Байкала
Тоннель на берегу Байкала

Старая Кругобайкальская железная дорога — действующий исторический инженерный памятник. Дорога расположилась на юго–западном берегу Байкала, соединяя железнодорожные станции Култук и порт Байкал. До перекрытия Ангары плотиной Иркутской ГЭС дорога от порта Байкал шла дальше, по левому берегу Ангары до Иркутска. В настоящее время длина старой Кругобайкальской дороги составляет 85 километров.

Строго говоря, название «Кругобайкальская железная дорога» относится к железнодорожной ветке, проложенной по берегу Байкала и соединяющей станцию порт Байкал на западном берегу озера со станцией Мысовая на восточном берегу. Часть этой дороги между станциями Култук и Мысовая — действующая железнодорожная магистраль. Участок от Култука до порта Байкал свое хозяйственное значение утратил, порт Байкал после заполнения Иркутского водохранилища стал железнодорожным тупиком, а сама ветка Култук–порт Байкал, благодаря стараниям инженеров и строителей, создававших ее, превратилась в исторический памятник. Вот ее теперь обычно и называют Кругобайкальской железной дорогой или просто — Кругобайкалкой, иногда добавляя для ясности слово «старая».

На Кругобайкальской железной дороге
На Кругобайкальской железной дороге
На Кругобайкальской железной дороге

Первые изыскания на предмет строительства Кругобайкальской железной дороги были выполнены в 1894–1896 гг. 13 мая 1898 года император Николай II подписал указ о проведении дополнительных изысканий и начале строительства дороги летом 1899 года. Руководил изысканиями признанный авторитет в геологии профессор И.В. Мушкетов. В итоге было определено два вероятных варианта строительства дороги: первый — по долине реки Иркут, второй — по берегу Байкала. Профессор Мушкетов отметил, что с геологической точки зрения: «по первому впечатлению оба эти варианта кажутся невозможными для проведения дороги...».

КБЖД строилась в два этапа. Во время первого этапа строительства, в 1899–1905 гг., был выполнен основной объем работ, построены почти все тоннели, сделаны выемки в скальном грунте и проложен первый путь. На втором этапе, в 1911–1915 гг., был построен второй путь и выполнены работы по защите железной дороги от обвалов и оползней. Во время строительства был выполнен огромный объем тяжелых и опасных скальных работ — 3/4 рельсового пути Кругобайкальской дороги лежит на полке, вырубленной в скалах.

До того, как был проложен первый путь на Кругобайкальском участке, поезда доходили от Иркутска до станции порт Байкал и переправлялись по воде через Байкал на станцию Мысовая на ледоколе «Байкал», специально построенном для этого. Зимой 1904 года рельсы были положены прямо на байкальский лед, и вагоны по одному, конной тягой, переправлялись с западного берега Байкала на восточный.

Защитные стены и тоннели КБЖД
Защитные стены и тоннели КБЖД
Защитные стены и тоннели КБЖД

Сегодня мы смотрим на тоннели, мосты, защитные стенки, почти все прекрасно сохранившиеся до наших дней, и не возникает мысли о том, каких усилий и жертв все это стоило. Строительство КБЖД велось в крайне тяжелых условиях. Крутые горные склоны, опасность обвалов, некачественный динамит, вынужденная спешка — это и многое другое делало работы крайне опасными. То, что современным языком можно было бы назвать техникой безопасности, во времена строительства КБЖД по степени ненавязчивости могло конкурировать разве что с уровнем медицинского обслуживания. В среднем за год на тысячу рабочих приходилось более 150 несчастных случаев, почти 3/4 строителей-рабочих были травмированы в той или иной степени. В результате Иркутск вскоре наполнился множеством калек, которые уже не могли работать и ожидали от работодателя или страхового общества хоть какой–нибудь компенсации за увечья.

Первый путь Кругобайкальской железной дороги был построен к сентябрю 1904 года, строительство заняло всего 2.5 года. Подгоняла строителей начавшаяся русско–японская война. В 1903–1904 гг. на строительстве Кругобайкалки работало более 13 тысяч рабочих. Второй путь был достроен в 1911–1915 гг.

Первый поезд от Култука до станции Байкал прошел 7 сентября 1904 года, а поезд с министром путей сообщения князем М.И. Хилковым и приглашенными на церемонию лицами от порта Байкал до Култука — 12 сентября.

В первые годы своего существования Кругобайкальскую железную дорогу нередко называли Золотой пряжкой стального пояса России. «Золотой» потому, что очень не дешево обошлось строительство стране и еще за то, что результат того стоил — дорога радовала изящными инженерными решениями. А «пряжкой» потому, что была Кругобайкалка последним звеном в Транссибирской магистрали.

Впрочем, современники сравнивали строительство КБЖД и с постройкой египетских пирамид, находя сходство в грандиозности сооружений и количестве искалеченных и погибших во время строительства людей.

Тоннель Половинный
Тоннель Половинный, самый длинный на КБЖД
Тоннель Половинный, самый длинный на КБЖД

Если бы дорогу строили в более поздние времена, то она получилась бы тоже золотой, но не по причине изящества инженерных решений. Корявые бетонные опоры линии электропередачи не всегда уродовали берег Байкала в районе Кругобайкальской дороги. Изначально электрический кабель был проложен вдоль полотна в специальных лотках, а столбы поставили в 90–е годы прошлого века, когда представление о гармонии было утрачено окончательно.

На протяжении 85 километров Старой Кругобайкальской железной дороги сохранилось множество памятников инженерного искусства, органично вписавшихся в береговой ландшафт: 39 тоннелей, 16 галерей, около 470 водопропускных сооружений — мостов, виадуков, труб, около 280 подпорных стенок. Общая длина тоннелей составляет 8.5 километров — десятую часть длины Старой дороги.

Самое красивое время на Кругобайкалке — осень, когда багряно–желто–зеленые леса замирают, охваченные предчувствием близкого увядания, а величественная синева Байкала вспенивается непокорными волнами, несущими к берегу белые барашки. Туристов в это время не много и никто не мешает насладиться тишиной, покоем, чистым воздухом и какой–то незримой загадкой, пронизывающей все вокруг.

© Магия Байкала

Ссылки по теме: