Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » История » Лоция озера Байкал
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

Население Прибайкалья, промыслы

Население. Промыслы

Население по берегам Байкала состоит из русских и инородцев: бурят и тунгусов. Наиболее заселенными местами являются, главным образом, те, которые расположены вблизи путей, ведущих к городам: Иркутску, Верхнеудинску и Баргузину, ближе к почтовым трактам (а в настоящее время и к железной дороге). Таким образом, южная половина Байкала заселена более, чем северная, в которой расположились лишь редкие тунгусские кочевья и кое-где русские поселки, преимущественно из ссыльных крестьян.

Все более или менее заселенные места эти располагаются в следующем порядке:

В заливе Лиственичном, при истоке реки Нижней Ангары, находится село Лиственичное (в 60-ти верстах от Иркутска), растянувшееся узкой полосой деревянных домов на 5 верст вдоль берега. Здесь имеются три гавани, из которых две принадлежат наследникам Немчинова; здесь же контора их пароходства и механические мастерские, перешедшие в 1902 году в аренду товариществу «Потапов и К°». На мысе Лиственичном расположены: контора железнодорожной переправы Забайкальской железной дороги; портовые мастерские и другие службы. Жители (около 600) преимущественно служащие в конторах, в таможне, в казенном и частном пароходствах и рабочие в мастерских, а также издавна занимающиеся рыбным промыслом, извозом и торговлей. В селе: церковь, почтово-телеграфная контора, телефон, соединенный с Иркутском, принадлежащий наследникам Немчинова, две таможенные заставы, метеорологическая станция, сберегательная касса, церковно-приходская школа.

На северном берегу залива, в пади Малый Баранчук и на насыпи, продолженной от того же мыса, расположены: станция «Байкал» Забайкальской железной дороги, конторы по управлению и квартиры служащих.

В расстоянии 72-х верст к западу от Лиственичного находится село Култук, расположенное вдоль юго-западного берега Байкала, состоящее из 100 дворов с крестьянами-старожилами; остальные жители недавно прибывшие и привлеченные, главным образом, постройкой Кругобайкальской железной дороги - рабочие и служащие. В селении церковь, почтово-телеграфная контора, отделение таможенной заставы, церковно-приходская школа, метеорологическая станция. Коренные жители занимаются хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, звероловством, собиранием кедровых орехов, рубкой и сплавом леса и извозом. Слово Култук означает у местных жителей бухтовидное окончание каждого залива или озера (название это встречается еще и в другом месте), про себя же култулчане говорят, что село их расположено, «в самом култуке моря». Село Култук принадлежит к Туркинской волости, Иркутской губернии.

С Култуком связаны имена многих ученых и путешественников, как например: Дыбовского, Годлевского, Чекановского, Ксенжопольского (производившего метеорологические наблюдения с 1869 по 1872 г., обработанные Вильдом), Турчанинова (ботаника) и Черского.

Далее по юго-восточному берегу Байкала расположены следующие поселки, преимущественно около почтовых станций и по почтовой дороге, идущей из Иркутска в Верхнеудинск: Муравьево-Амурский, Утулинский (с церковью), Муринский, Снежный (с почтово-телеграфной станцией уже Забайкальской области), Выдренский, Переемный, Малиновка и Мишиха. Жители этих поселков занимаются главным образом извозом и рыбным промыслом.

В 141 версте от Култука к востоку расположен гор. Мысовск (прежде станция Мысовая) с пристанью железнодорожной переправы Забайкальской железной дороги и двумя пристанями Немчинова. Здесь же и железнодорожная станция, мастерские, депо, конторы, почта, телеграф, таможня, церковь, городская и церковные школы, гостиницы, казармы местных войск, лазареты, магазины и лавки.

Далее по берегу от Мысовска в 17.5 верстах следует поселок Боярск, а за ним в 20.5 верстах селение Посольское с Посольским монастырем и бывшей при нем Посольской гаванью в северной части Прорвинского Сора, ныне обмелевшей, игравшей видную роль в течение трех четвертей прошлого столетия и половины XVII-го, когда перевозочная деятельность казенных и частных судов сосредоточивалась главным образом в пределах Лиственичного, Селенги и Посольска, где в гавани даже был маяк, построенный в 1761 году в виде конуса с мостом наверху, на земляной насыпи которого жгли дрова. В 1774 году этот маяк обрушился и вместо него на Посольском берегу был построен новый, высотой в 47 футов, и в ясную погоду был виден за 14 верст. Освещение его делалось уже помощью фонаря, в котором жгли сало. В 1798 году слюду вышибло из фонаря и он сгорел. После этого маяк переделывался и возобновлялся несколько раз вплоть до 1836 года, а в 1839 году казенное судоходство уже было упразднено.

Жители Посольского селения занимаются хлебопашеством, рыболовством и извозом. Самому монастырю принадлежат значительные рыбные участки по берегу озера, которые он сдает в аренду частным лицам.

За Посольском к северу в 12 верстах находится деревня Исток, имеющая около 100 дворов. Здесь церковь и школа. Крестьяне занимаются рыболовством и хлебопашеством, а также извозом.

В районе обширной дельты реки Селенги находится несколько русских поселков с волостным селом Кударой и бурятских с волостным селом Думой. Заливные острова дельты буряты эксплуатируют преимущественно для сенокоса, а также занимаются рыбным промыслом; русские же занимаются главным образом хлебопашеством и рыболовством, а также извозом.

По берегам залива Провал расположены бурятские улусы Алай и Бартагай, село Дума (с церковью), село Манжея, деревни Шаршаева, Инкина, Дубинина, Оймур (с церковью), Мостовая, Дулан (с миссионерской церковью) - со смешанным населением. Областное село Кудара с каменной церковью находится в 16-ти верстах к юго-западу от деревни Оймур. Все эти села и деревни причислены к Кабанскому округу с городом Кабанском, находящимся на левом берегу реки Селенги, в 25 верстах вверх от ее устья. На восточном берегу Провала, на мысе Облом, находится несколько изб рыболовных артелей; там же и часовня.

Далее к северу следуют бурятские улусы Энхалук, Загза и русские деревни Сухая и Заречье. Жители занимаются главным образом рыбной ловлей и скотоводством. Хлебопашеством занимается деревня Заречье, состоящая из недавно переселившихся крестьян Черниговской и Полтавской губерний.

От деревни Сухой до Гремячей, на протяжении 65 верст, места не населенные, оживляющиеся на время рыбных промыслов с весны до осени. В особенности оживляется губа Таланка, где берег застроен шалашами и избами. Далее деревни Гремячая, Туркинская при устье реки Турки, на правом берегу, и Горячинская в 2-х верстах от берега около Горячего минерального источника. Все три деревни находятся на почтовом тракте из Верхнеудинска в Баргузин. При деревне Горячинской, жители которой занимаются главным образом рыбным промыслом и извозом, находятся «Туркинские минеральные воды» - местный курорт, основанный при Императрице Екатерине II. При курорте - больница, номера для больных, ванны; имеется постоянный врач, заведующий курортом.

В 65-ти верстах от Горячинской деревни, в Баргузинском заливе, на правом берегу реки, в 1 версте от ее устья, находится село Усть-Баргузин, в котором постоянных жителей не более 25 домов. Там же перевоз и почтовая станция. Рыболовство и извоз - главные промыслы. Из деревни на местных байкальских судах вывозится гужир (глауберова соль), идущий на стеклянные заводы и добывающийся в озерах вверх по реке. В 40 верстах от устья вверх находится город Баргузин, имеющий около 1000 жителей.

Село Усть-Баргузин является последним населенным этапом на этом протяжении восточного берега Байкала; вторая половина этого берега, на протяжении 250 верст до устья В. Ангары, включая Чивыркуйский залив, посещается только временно, и именно рыбаками с весны до осени. В Чивыркуйском заливе, в губе Онгоконской, помещаются обширные рыбоделы. Губа Сосновка также посещается значительными артелями. На берегу губы находится даже часовня; имеется сторож, живущий при рыбоделах и зимой. От губы Сосновки к северу берег часто посещается кочующими со стадами оленей тунгусами.

Дагарское и Душкачанское устья реки Верхней Ангары оживляются также с весны до осени на время рыбного промысла и соболиной ярмарки. Зимой же в Дагарском устье живут не более двух-трех семейств и сторож, охраняющий дома промышленников и рыболовные сараи. Здесь церковь, лазарет. По обе стороны Кичерского устья расположены также рыболовные сараи и дома рыбопромышленников, но зимой многие дома здесь заколачиваются. При устье, на правом берегу Кичеры, находится небольшой поселок Чечевки, имеющий смешанное население и состоящий из 14-15 дворов. В 7.5 верстах вверх по Кичере находится селение Душкачанское, состоящее из 20 дворов; имеется церковь и церковно-приходская школа. Здесь зимой бывает ярмарка, на которую съезжаются баргузинские купцы для покупки мехов от тунгусов; здесь же сбор ясака (дани) с тунгусов в Кабинет Его Величества.

На северном берегу озера вверх по реке Тошке, в 7-ми верстах, лежит золотой прииск Александровский, а несколько далее - Николаевский.

Далее к югу, на протяжении 51 версты западного берега, места пустынные до мыса Лударь, за которым находится деревня Летники, около речки Рель, а к югу от нее, в 3 верстах, деревня Тала, при речке Горемыки. Обе деревни населены русскими, занимающимися хлебопашеством, скотоводством, рыбной ловлей и соболиным промыслом.

За деревней Тала к югу, на протяжении 150 верст, места не населенные. Слабое исключение составляет маяк Котельниковский; на южном его берегу приютилась заимка одной рыбачьей семьи и маячный дом, занятый семьей смотрителя. Только за 3 версты до мыса Покойники начинаются бурятские улусы. Отсюда до самой речки Бугульдейки, на протяжении 211 верст, включая остров Ольхон, вся береговая полоса западного берега заселена бурятами преимущественно бывшего Ольхонского ведомства, ныне же Еланцинского и Кутульского ведомств13), Верхоленского округа, Иркутской губернии. Северной границей бурятских владений служит Манзурская волость крестьян Верхоленского округа. Река Большая Бугульдейка, называемая бурятами «Тыя», является во многих местах пограничной рекой владений Ольхонских бурят с юга. При описанном выше почти безлесном и слабо орошенном характере острова Ольхон, существование его населения крайне не обеспечено, так как земледелие здесь, при существующих условиях хозяйства, невозможно, скотоводство также недостаточно надежно, и если бы не рыболовный и нерпичий промыслы, то на Ольхон и на прибрежье Малого моря не было бы и того редкого населения, которое живет там теперь и которое постепенно уменьшается.

13) Кулаков. Ольхон. Хозяйство и быт бурят. Записки И. Г. Г. О. Том VIII: выпуск 1-й.

С Байкалом и окаймляющими его утесами у бурят связано много религиозных и мифологических представлений. Остатки древних сооружений в окрестностях Ольхона и на материке и другие исторические памятники, сохранившиеся от древних обитателей, как например: многочисленные каменные стены, кладбища, остатки дорог и населенных мест, рисунки и надписи на скалах14), буряты приписывают китайцам и монголам, которые по их преданию прежде заселяли Ольхон и прилегающее к нему местности и которые удалились потом за Байкал, оставив после себя все каменные сооружения. Хоринские буряты (Забайкальские) указывают на Байкал, как на колыбель своего племени, происшедшего из пены взволнованного озера. Из трех выброшенных на Култукское прибережье малюток,- Хоридой, размножив сначала свое поколение на Ольхоне, перешел в Забайкалье и дал начало Хоринским бурятам. Существует предание (Миллер), по которому Чингис-хан располагал свой стан на острове Ольхон, где будто бы уцелел оставленный им большой таган с котлами и лежащей в нем лошадиной головой. По словам бурят, Пещерный мыс (Бурхан) служил местом погребения Чингис-хана. Кроме того, существует легенда (врач Кириллов), по которой Чингис-хан перешел на Ольхон по перешейку, соединявшему в то время остров со Святым Носом и разделявшему Байкальскую долину на две части (к такому же взгляду на происхождение Св. Носа пришли некоторые геологи научным путем15)). Таковы воззрения самих бурят. Исследователи же, ознакомившиеся с древностями Ольхонского ведомства, пришли к заключению, что все эти памятники принадлежали прежним обитателям края, по всей вероятности, монголам, и что по древности монголы эти относятся к железному веку; они обладали скотом и имели посуду, вели сношения с китайцами, трупы мертвых отчасти хоронили, отчасти сжигали.

14) По рассказам бурят, на мысе «Писаный камень» было изображение Будды, которое было украдено русскими путешественниками, но Будда возобновил его. Впрочем, даже при сильном воображении, трудно себе представить голову человека из случайных трещин камня, в которых буряты усматривают лицо своего божества.

15) В настоящее время непосредственные измерения глубин по линии южное изголовье Св. Носа и северное изголовье о-ва Ольхон дали едва ли не наибольшие глубины на Байкале - до 816 сажен.

Население упомянутых выше Еланцинской и Кутульской инородческих управ разместилось по долинам речек и ручьев и по берегу Байкала и Малого моря. Наиболее густо населенными являются долины, лучше орошенные, и берега Малого моря. В обеих управах, как расположенной на острове Ольхоне, так на материке, насчитывается 73 улуса, 2 деревни и один выселок оседлых инородцев. Самой удобной в смысле оросительном считается долина реки Анги, так как эта река, протекая по широкой долине, никогда не высыхает. Здесь расположены 5 наиболее значительных улусов. На другой не пересыхающей речке, Бугульдейке, находятся два улуса и выселок оседлых инородцев -Хожертуйский. Наименее обеспеченными являются остальные улусы. Там, где нет для орошения рек и ключей, буряты поливают покосы снеговой водой, для чего роют канавы, устраивают небольшие запруды, препятствующие быстрому стоку воды, и строят тын для того, чтобы около него зимой набивался снег.

Все это бурятское население откосится к разряду кочующих. Исключение составляют так называемые оседлые инородцы из бурят, принявших христианство, взявших русских жен и выделившихся в особые поселки. Кочевые буряты живут улусами, причем большинство имеет, кроме зимников, еще летние жилища, а некоторые перекочевывают еще в осенники.

Преобладающей религией бурятского населения западного берега Байкала является язычество, шаманизм. Оседлые инородцы все православного вероисповедания.

Всего бурятского населения в упомянутых двух ведомствах считается 5.5 тысяч.

В 65-ти верстах от Б. Бугульдейки к югу находится село Голоустное, протянувшееся около самого берега озера и имеющее жителей около 100 семей; здесь церковь, метеорологическая станция при маяке16). У мыса Белозерцева находится выселок Белозерцевский17), состоящий из пяти домов. По степи расположено 4 бурятских улуса.

16) Маяк в двух верстах от селения.

17) Или: «Малое Голоустное».

Таким образом на протяжении более 1200 верст обоих берегов Байкала совершенно незаселенная часть составляет 700 верст, т.е. около 2/3 всей его окружности.

В то же время к западному берегу Байкала на всем его протяжении примыкают обширные Иркутские и Ворхоленские округа Иркутской губернии, отделенные от него Приморским и Онотским хребтами; к южному - Тункинский округ той же губернии, а к восточному берегу - обширная Забайкальская область с Селенгинским, Баргузинским и Витимским округами, из которых последние два золотоносные. Наименее оживленной и почти пустынной является самая северная часть Байкала с реками Верхней Ангарой и Кичерой, составляющая собственность нескольких тунгусских родов. Эта часть на крайней своей границе - в 600 верстах от берега Байкала - примыкает к Витимско-Олекминскому и Ленскому золотоносным районам.



Источник: Лоция и физико-географический очерк озера Байкал, под ред. бывшего начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф.К. Дриженко, 1908 г.


 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2018.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.