Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

История плавания по Байкалу

Плавание по озеру

Плавание русских по Байкалу началось с самого открытия этого озера, т.е. с 1643 года. В течение первых 7 лет оно производилось только урывками, для завоеваний и сбора ясака, на кочах и шитиках. Постоянное же плавание через Байкал для нужд дипломатических и административных началось с 1650 года. С 1728 года, более ста лет, почтовое сообщение по Байкалу производилось на казенных судах, с военной командой, но при этом казна ежегодно нанимала частные досчаники для доставления в р. Баргузин и к устью В. Ангары казенного вина, соли и провианта для продовольствия жителей Забайкальского края. Суда эти поднимались по Баргузину 25 верст до селения Журавлева и по В. Ангаре 7 верст до казенного зимовья. С 1839 года перевозку через Байкал приняли на себя частные судохозяева. Поводом к этому обстоятельству послужило достаточное развитие частного судоходства на Байкале, при котором на долю казенных судов оставалась перевозка одних только ссыльнокаторжных и нижних чинов, тогда как стоимость военных судов и адмиралтейства в Иркутске обходились казне чрезвычайно дорого. В том же году было упразднено Иркутское адмиралтейство; старые же байкальские казенные суда долго еще стояли в с. Лиственичном, пока не сгнили окончательно10).

Частное судоходство на Байкале было вызвано рыбным промыслом у устьев рек Селенги и В. Ангары и Кяхтинской пограничной торговлей, и началось приблизительно с 1725 года. Первые строители судов были сосланные в Сибирь архангелогородцы и приволжские жители; от них научились этому делу крестьяне прибайкальских деревень. В прежнее время суда строились по р. Ангаре в селениях Никольском, Жилкином, Щукином и Глазковом, а так же в селе Лиственичном на Байкале.

Паровое судно в первый раз показалось на Байкале 1844 году, когда коммерции–советник Мясников построил два буксирных парохода: один в 30, а другой в 50 сил, но нередко случалось, что пароходы эти при сильных противных ветрах бросали свои буксиры на произвол ветра и потом на другой или третий день, когда стихал ветер, отыскивали их в озере. После того несколько частных компаний и, наконец, компании, субсидированные Правительством, поддерживали пассажирское и почтовое сообщение по Байкалу. В настоящее время пароходное сообщение по Байкалу поддерживается товариществом «Потапов и К°». Казенное же пароходство или так называемая «Железнодорожная переправа» на пароме–ледоколе «Байкал» и пароходе «Ангара» совершается только между пристанями Малым Баранчуком, на западном берегу озера, где находится железнодорожная станция «Байкал», и городом Мысовском и соседней пристанью Танхой11),— на восточном.

С работами по проведению Кругобайкальской железной дороги по берегу залива Култук образовалась целая флотилия мелких пароходов и баркасов Министерства Путей Сообщения, и частных, рейсирующих по надобностям железнодорожной переправы между обоими берегами Байкала, главным образом к западу от меридиана Лиственичного.

В настоящее время с окончанием гидрографического исследования Байкала, результатом чего являются карты и атлас озера, а также с освещением озера десятью маяками12), служащими как для входов в бухты, так и для ограждения некоторых опасностей, кроме того, с устройством метеорологических станций, плавание по Байкалу не представляет более затруднений. Нужны теперь на Байкале только судоводители, знания которых удовлетворяли бы современным требованиям мореходного дела.

11)Летом до Мысовска, зимой до Танхоя.

12)Десять маяков построены Гидрографической экспедицией, но кроме того имеются несколько входных огней для подхода к гавани Мысовска и к станции Байкал, где находится развилка для ледокола. Огни эти находятся в ведении железнодорожной переправы.

Хороших, вполне закрытых якорных стоянок на озере немного. Гавани, кроме железнодорожных, есть в с. Лиственичном, в г. Мысовске и Клюевке; вполне же закрытые стоянки: в Чивыркуйском заливе, в Ольхонских воротах, в бухтах Богучанской и Заворотной; в других же местах — в силу самого характера берегов озера — хорошей якорной стоянкой, как уже было упомянуто, считается уже просто место у берега, где при небольшой глубине имеется хороший, или, по местному, «мягкий» грунт, в котором судно может задержаться своим якорем во время свежего ветра.

Плавание байкальских судов продолжается с половины мая до половины ноября; пароходы–ледоколы начинают плавание в конце апреля и начале мая, когда езда по льду Байкала уже опасна, и пароходы еще не могут ходить, и продолжают до декабря, пока не установится переправа через Байкал по льду. Лучшее время для плавания — с начала июня до половины августа.

После важнейших судоходных линий между Лиственичным и Мысовой, и Лиственичным и Селенгой, наиболее оживленной является линия между Лиственичным и устьем реки В. Ангары, где сосредоточиваются главные рыбные промыслы, наиболее оживленные во второй половине навигации — с августа по октябрь. На этой линии пароходы заходят на Туркинские минеральные воды, местный лечебный курорт, а также в заливы Баргузинский и Чивыркуйский и бухту Сосновку, главным образом для нужд рыбного промысла.

Источник: Лоция и физико–географический очерк озера Байкал, под ред. бывшего начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф.К. Дриженко, 1908 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.