Lake Baikal

Прокуратура Иркутской области требует наведения порядка в границах Прибайкальского национального парка

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в части рационального использования и охраны земель Прибайкальского национального парка.

Неоднократно, начиная с 1996 года, перед федеральными ведомствами, в ведении которых находился Прибайкальский национальный парк, прокуратурой Иркутской области ставился вопрос о необходимости уточнения границ парка. В 2008 году средства на финансирование работ по установлению его границ были выделены из федерального бюджета.

Проведенными работами в октябре прошлого года была установлена лишь часть границ национального парка. А именно, границы земель в размере более 305 тысяч гектаров, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий, предоставленных нацпарку как юридическому лицу — природоохранному учреждению на праве пользования. Эти земли находятся в федеральной собственности.

Однако в границы национального парка входят также и земли сельскохозяйственных предприятий, включенные в состав национального парка при его создании, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. 110 тысяч гектаров земель сельскохозпредприятий расположены на побережье озера Байкал в Ольхонском районе. На протяжении многих лет после создания национального парка и постепенного экономического упадка в девяностых годах колхозов и совхозов, их земли стали камнем преткновения в вопросах развития территории Ольхонского района. Некогда сельскохозяйственный район, сегодня ориентирован на развитие организации туризма и отдыха, с учетом уникальности его местоположения.

Администрацией Ольхонского района земельные участки, включенные в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, выделяются под строительство различных баз отдыха, туристических объектов. Органами прокуратуры ежегодно выявляются незаконные постановления мэра Ольхонского района о предоставлении в собственность (аренду) земельных участков, расположенных в Прибайкальском национальном парке. Такие постановления оспариваются прокурорами в суде. Только за последние годы по результатам проверок Западно–Байкальской природоохранной прокуратуры и прокуратуры Ольхонского района было направлено в суд более 70 заявлений. Незаконные постановления по решениям суда либо добровольно в процессе рассмотрения дел в суде отменены органами местного самоуправления.

При этом ни одного заявления в прокуратуру области от администрации национального парка о необходимости защиты его территории не поступало. Более того, при рассмотрении ряда дел в суде выяснялось, что прежним руководством национального парка согласовывалось незаконное предоставление земель парка категории сельхозназначения под рекреационные цели.

Такая ситуация далее терпима быть не может. Она вызывает озабоченность и у Правительства Иркутской области. Однако у органов государственной власти области нет полномочий по установлению границ особо охраняемой природной территории федерального значения. Такую инициативу перед федеральными органами исполнительной власти должна проявить администрация Прибайкальского национального парка.

Вместе с тем, Правительство области принимало меры, направленные на решение проблемы рационального и законного использования земельных ресурсов Ольхонского района. За счет средств областного бюджета были проведены работы по территориальному планированию района — разработана схема планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны на территории муниципального образования. Однако вопреки требованиям федерального законодательства обязательность учета всех особо охраняемых природных территорий не была соблюдена при разработке схемы территориального планирования района. В схеме не нашли отражения земли сельскохозяйственных предприятий, включенных в состав нацпарка, границы Байкальской природной территории и ее экологических зон.

Несмотря на столь грубые нарушения интересов национального парка, бывшим директором Национального парка «Прибайкальский» В. Грищенко схема была согласована. В ноябре 2008 года она была утверждена решением Думы Ольхонского районного муниципального образования. Прокуратурой Ольхонского района в связи с выявленными нарушениями законодательства, допущенными при утверждении схемы, в суд было направлено заявление о признании решения Думы незаконным.

Не способствует рациональному использованию природных ресурсов национального парка и отсутствие в течение ряда лет положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Наличие такого положения позволило бы определить режим использования земель бывших сельскохозяйственных предприятий.

После обращения прокуратуры области к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, директору национального парка такое положение было разработано. Однако документ до настоящего времени не утвержден, в органы исполнительной власти области не направлен.

Пассивная позиция бывшего руководства Прибайкальского национального парка, непринятие своевременных мер к защите прав и интересов федерального государственного природоохранного учреждения способствует многочисленным судебным спорам о праве пользования, владения, распоряжения земельными участками в границах парка, и может привести, в конечном итоге, к утрате части территории национального парка.

Прокуратурой области по результатам проведенной проверки предложения по решению проблем использования земель направлены в органы Роснедвижимости, Росприроднадзора, Росимущества, Агентства имущественных отношений, Росрегистрации, в правительство и министерство природных ресурсов области.

В адрес нового руководителя национального парка О. Апанасика прокуратурой области внесено представление с требованием инициировать перед Росприроднадзором размещение нового госзаказа на завершение работ по установлению внешних границ парка.

Определение границ Прибайкальского национального парка и отражение их на схеме территориального планирования Ольхонского района позволит в дальнейшем рационально использовать земли, включенные в свое время в состав нацпарка, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

По согласованию с национальным парком в рамках схемы должны быть определены перспективы использования части вышеназванных земель для рекреационных целей. Фактически же использование этих земель возможно будет после прохождения установленной законом процедуры перевода таких земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения, также включенных в состав нацпарка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

После согласования схемы со всеми заинтересованными органами и утверждения ее Думой района в установленном порядке, заинтересованные в развитии туризма и отдыха организации, вправе будут обращаться в органы местного самоуправления и Правительство области за решением вопроса о переводе земель.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (в том числе при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Земли особо охраняемых территорий рекреационного назначения, согласно Земельному кодексу РФ, предназначены для организации туризма, отдыха, физкультурно–оздоровительной деятельности.

В случае, если такой перевод состоится, право распоряжения этими землями, собственность на которые не разграничена, в рекреационных целях будет принадлежать органам местного самоуправления Ольхонского района. При этом необходимо будет учитывать режим использования этих земель, который должен быть установлен новым положением о режиме их использования, утвержденном Министерством природных ресурсов России в порядке, предусмотренном п.4 ст.15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и согласованным органами исполнительной власти Иркутской области.

В настоящее время у владельцев туристических баз и баз отдыха, расположенных в Ольхонском районе на территории национального парка, возникает много вопросов о порядке оформления занимаемых ими земельных участков.

В этой связи прокуратура области разъясняет, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки имеют исключительное право приобретения в собственность указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Следовательно, земельные участки, включенные в состав земель национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены в рекреационных целях иным землепользователям только на праве аренды.

3 июля 2009 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.