Lake Baikal
Игорь Злотников

День Байкала: праздник, которого нет...

Решением Законодательного собрания второе воскресенье сентября в Иркутской области стало местночтимым праздником — Днем Байкала.

Десять лет назад, когда дату впервые стали отмечать официально, все было совсем не так, как сейчас...

Когда экологические организации Иркутска впервые объявили о проведении Дня Байкала, это было сделано не для того, чтобы отметить успехи или развлечься после праведных трудов. Единый день, посвященный совместным акциям и массовым мероприятиям, давал возможность привлечь внимание средств массовой информации, органов власти и общественности к проблемам озера.

Проблем было много — БЦБК, незаконная застройка берегов, сброс отработанных нефтепродуктов и других загрязняющих веществ с судов, предприятия, которые сбрасывают свои стоки в реки, впадающие в Байкал,— и ни к одной из них не знали как подступиться...

С 2001 по 2006 год постоянной темой для обсуждения был нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, история которого стала образцом и показательным примером для всей остальной экологической активности на берегах озера.

День Байкала казался удачным ходом — он создавал множество возможностей для дискуссий и выступлений, для мобилизации экологов и диалога с властью. Но власть — в самом широком смысле слова, от муниципальной до федеральной — оказалась хитрее. Протестный по сути, алармический (бьющий тревогу) по замыслу, День Байкала очень быстро был введен в русло официальной природозащитной деятельности и в узкие рамки официозного «отмечания». День общественной активности, день борьбы стал праздником и в конце концов был перемещен с привычного последнего воскресенья августа на второе воскресенье сентября.

Сама эта дата, выбранная якобы для того, чтобы привлечь к участию в празднике как можно больше школьников и студентов,— наглядный пример того, как изменилось отношение ко Дню Байкала. Какой смысл воспитывать в подрастающем поколении бережное отношение к природе, если уже сейчас, на наших глазах, изо дня в день эта природа разрушается систематически, массово и без надежды на восстановление?

Из года в год сценарий праздника почти не меняется. В качестве обязательного элемента — передвижная региональная выставка фотографий, посвященных Байкалу, акция «Посади свое дерево», занятия в детских садах, школах и вузах Иркутской области — «Уроки Байкала». Совершенно необходимой почему–то считается выставка детских рисунков, победивших в конкурсе, посвященном Дню Байкала. В 2009 году список пополнился новейшими «фишками» — в программу включены VIII Международный Байкальский фестиваль документальных, научно–популярных и учебных фильмов «Человек и природа» (в Ольхонском районе), спектакль по произведениям А. Вампилова «Исповедь начинающего» (в драматическом театре) и IV Международный фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале».

Часть мероприятий в списке, охватывающем в действительности пару месяцев, выглядит более серьезно. Например, вторая областная научно–практическая конференция «Вопросы экологической безопасности и охраны окружающей среды». Но она пройдет не в общедоступном месте, а в зале заседаний правительства Иркутской области, где и доступ ограничен, и мест не более семи десятков.

Спустя день после конференции состоится круглый стол «Совершенствование правил посещения национального парка для сохранения байкальской природы» — снова в зале заседаний правительства. Видеофильмы «Осень на Байкале», «Они питают Байкал», «Рождение омуля», «Предупреждение» и еще несколько других покажут в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея — тесном настолько, что он вмещает в себя всего одну группу посетителей.

С другой стороны, 13 сентября можно посетить тематическую литературную площадку «Поэзия Байкала» — в сквере у памятника Вампилову со своими произведениями, посвященными Байкалу, выступят писатели и поэты Иркутска.

Надо отдать организаторам должное: география праздника — по плану — охватывает четыре района Иркутской области. Но разве это много? На Ольхон и в другие популярные у туристов места в сезон устремляется вся область, так почему в списке площадок праздника нет ни Ангарска, ни Братска?

Можно, конечно, надеяться на то, что средства массовой информации с честью выполнят свой долг и в полном объеме осветят все мероприятия единственного в области экологического праздника на своих страницах и в эфире телеканалов. Вот только на чем основана такая надежда?

Из года в год организаторы проводят конкурс детского рисунка, но не проводят конкурс журналистских публикаций, хотя коэффициент полезного действия от одной статьи в сотни раз больше, чем от целой пачки рисунков. Увы, чиновники предпочитают награждать за природоохранную деятельность друг друга, экологические организации окончательно утратили навык работы со СМИ, а журналисты, описывающие работу нелегальных лесорубов, отнесутся к ним скорее с пониманием, чем с осуждением: кризис же, чем–то людям надо зарабатывать.

Каждый, кто побывал в этом году на Малом море, может подтвердить: еще несколько лет — и на берегах негде будет ногу поставить. Все захвачено, поделено и застроено. А что не застроено — то замусорено. Опубликованный в Интернете фоторепортаж сотрудника никогда не победит на конкурсе, потому что неприятная правда требует немедленной реакции, причем на уровне прокуратуры.

Иркутяне очень любят вспоминать о своем «героическом» участии в акциях протеста против нефтепровода ВСТО, но как только он был убран с берега Байкала, произошло то, что исчерпывающе описывает известная поговорка «с глаз долой — из сердца вон».

Иркутяне никогда в этом не признаются, но они защищали не юридическую абстракцию под названием «участок Всемирного природного наследия», не 20 процентов мирового запаса пресной воды — они защищали свои туристические базы, кемпинги, дачи, свои места рыбалки, одним словом — свою собственность...

Удивительно, каким чудом удалось остановить дальнейшее юридическое оформление документа, который официально назывался «Схема территориального планирования Ольхонского района», а на самом деле был всего лишь способом легитимизировать захват земель Прибайкальского национального парка. Видимо, все было сделано слишком грубо даже для Иркутской области, где самовольным строительством без разрешительных документов или систематическим разрушением русла Иркута вообще никого не удивить.

Остается, собственно, всего один вопрос. Во что обошлось областному и муниципальному бюджетам широкомасштабное празднование непонятно чего?

Интерес не праздный и не ради пустословного обвинения в мотовстве. Просто хочется сравнить сумму расходов с суммой, которой не хватило на завершение создания полигона твердых бытовых отходов в Ольхонском районе.

5 сентября 2009 г.

Источник: «Байкальские вести»

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.