Lake Baikal

История строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1906 г.

  • Июнь. Размывы железнодорожного полотна на Забайкальской дороге.

    «Восточный край» № 3, 4 июля 1906 г.

  • Июль. Благодаря почти безпрерывным дождям, идущим последние две недели, на Кругобайкальской жел. дор. произошло очень много обвалов, совершенно загромоздивших путь. Пассажиры в настоящее время чрез озеро Байкал следуют на ледоколах и пароходах. Когда будет возстановлено движение по Кругобайкальской жел. дороге — еще неизвестно.

    «Восточный край» № 1, 1 июля 1906 г.

    12 июля на ст. Мысовая два паровоза приняли холодную ванну. Неизвестное лицо около 10 ч. веч. привело в движение паровоз, который стоял на деповских путях с прицепленным холодным паровозом. Паровозы прошли станционные пути и направились к ледокольной пристани. Лежащая на пути к пристани стрелка была отперта и пущена на пристань. Дойдя до мостика на пристани, оба паровоза свалились в воду, «ковш» пристани. Пока паровозы покоятся на дне, доступ к пристани пароходам закрыт.

    «Восточный край» № 15, 18 июля 1906 г.

    Падение паровозов в Байкал на станции Мысовая.

    «Восточный край» № 18, 21 июля 1906 г.

1909 г.

  • Май. Крушение поезда на КБЖД 3 мая 1909 г.

    «Восточная заря» № 14, 5 мая 1909 г.

    Обвал на Забайкальской жел. дор. перегон Мангутай–Слюдянка в 12 час. 22 мин. пополуночи. 8 сего мая на 163 вер. пикет 210 обвалилось скального грунта в виде отдельных глыб емкостью свыше кубической сажени, всего около 30 куб. саж.; перегон был закрыт до 8 час. 34 мин. пополуночи. Испорчено пять сажен пути.

    «Восточная заря» № 22, 16 мая 1909 г.

  • Июнь. Партия по изысканию второй колеи Кругобайкальской ж. д. под руководством инженера Савримовича работает двумя отрядами, один в сторону ст. Байкал, другой в сторону Танхоя. Работа идёт довольно успешно: изыскания сделаны в сторону Танхоя до Шарыжалгая, где для этой партии отделывается барак для жилья, и в сторону Байкала до Лиственичной. Все служащие Савримовичем привезены из Петербурга, рабочих же ограниченное количество, 25 человек уже набрано. По словам г. Савримовича, работа по проведению второй колеи начнется с весны будущаго года.

    «Восточная заря» № 50, 19 июня 1909 г.

    Случаи падения камней на проходящие по КБЖД поезда.

    «Восточная заря» № 49, 18 июня 1909 г.

    В субботу 20 июня на 135 версте Забайкальской ж. д. произошел обвал в 100 кубических сажен, совершенно заваливший линию. Движение было прекращено приблизительно на 8 часов, и скорый поезд № 2 был отправлен на ледоколе Байкал. О несчастиях с людьми пока ничего не известно.

    «Восточная заря» № 53, 23 июня 1909 г.

  • Июль. В настоящее время собраны подробныя сведения по изысканию 2–ой колеи Кругобайкальской ж. д. Изыскания производились на счет управления по сооружению железных дорог, ассигновавшаго на изыскание 26 500 рублей. По слухам, постройка дороги будет производиться за счет и под ведением того же управления.

    «Восточная заря» № 82, 28 июля 1909 г.

    Вопрос о Кругобайкальской жел. дороге, стяжавшей себе печальную известность, получил новое направление. Правительство, считаясь с важным значением этой дороги, решило проложить на ней вторую колею. Как и в вопросе о Тюмень–Омской железной дороге, на это решение повлияло военное ведомство, которое считает необходимым укладку второго пути из соображений стратегическаго характера. Еще в течение текущаго лета решено преступить к предварительным съемочным работам, для чего ассигнованы и необходимыя средства.

    «Восточная заря» № 84, 30 июля 1909 г.

  • Август. Об обвалах, оползнях и второй колее Кругобайкальской железной дороги.

    «Восточная заря» № 84, 2 августа 1909 г.

    Начало постройки [второй колеи] Забайкальск. жел. дор. — вопрос всего нескольких недель. В настоящее время комитету управления железных дорог представлен проект штатов второй колеи. По разсмотрении и утверждении проекта штатов в комитете и санкционировании министра, управлению Забайк. жел. дор. должны быть переведены необходимыя суммы для начала работ. После этого будет приступлено к началу постройки.

    Вчера начальник участка пути, начальник 1–го участка службы пути и инженер для особых поручений при начальнике дороги выезжали до Байкала с планом и профилем второй колеи для детальнаго ознакомления, в виду близкаго будущаго начала постройки второго пути.

    «Восточная заря» № 88, 5 августа 1909 г.

  • Октябрь. При утверждении сметы расходов 3аб. жел. дор., комиссия при управлении жел. дор. признала возможным ассигновать 26 134 руб. на содержание «обвальных» сторожей по Кругобайк. дороге, и сумму эту вычислить из рубрики сметы на непредвиденные и чрезвычайные расходы.

    «Восточная заря» № 151, 21 октября 1909 г.

    По расценочной ведомости новых работ по смете Заб. ж. д. на 1910 год на принятие мер против обвалов на Кругобайкальской жел. дороге назначено 150 000 р., и на укрепление откосов полотна дороги против подмыва волнением озера Байкал, в том числе и на исправление повреждений ледоходом рек Селенги, Уды и др. — 60 000 р. Кроме этого, на содержание штата обвальных сторожей — 26 000 р. Всего, следовательно, Кругобайкальская жел. дор. ежегодно поглощает непроизводительно более 200 000 р. и плюс еще много жертв человеческих.

    «Восточная заря» № 152, 22 октября 1909 г.

1910 г.

  • Март. На ст. Лиственичной, Заб. ж. д., на 71 вер. 30 марта у пикета 94 произошел обвал осыпи с откоса по кювету скалистаго грунта 1 куб. саж. Кювет был завален на разстоянии 3–х пог. саж. 29–го марта также произошли обвалы осыпи с откосов на 110, 112, 113, 114 и 115 верстах.

    «Восточная заря» № 76, 2 апреля 1910 г.

  • Апрель. У ст. Байкала 1–го апреля в 4 ч. 30 м. дня на 66 вер. произошел обвал скалистаго грунта нагорнаго откоса выемки на путь. Обвал в количестве 25 куб. саж. Путь засыпан на протяжении 10 саж. Вследствие обвала, товарный поезд № 96, следовавший с Байкала, был своевременно остановлен.

    Очистка пути производилась взрывными работами, которыя окончились в 11 час вечера, после чего поезд № 96 отправился далее. Товаро–пассажирский поезд № 12 был задержан на ст. Байкал на 2 ч. 34 м. Несчастий с людьми и порчи пути не было.

    «Восточная заря» № 78, 4 апреля 1910 г.

  • Май. При прокладке второй колеи Кругобайкальской ж. д. встречаются затруднения. В некоторых местах придется рвать горы, что вызовет завал существующей колеи, а следовательно, даже и прекращение движения.

    «Восточная заря» № 107, 12 мая 1910 г.

    11 мая на перегоне Байкал–Слюдянка на 115 вер. почтово–пассажирский поезд № 4 был задержан вследствие лесного пожара и обвала. Тайга горит от 1–го разъезда до 5–го разъезда, а также на большом разстоянии между ст. Байкалом и Слюдянкой. К тушению пожара выехали уездные чины полиции.

    «Восточная заря» № 108, 13 мая 1910 г.

    Об освещении станции Байкал.

    «Восточная заря» № 110, 16 мая 1910 г.

  • Июнь. 16 июня в 10 ч. 15 мин. веч. на 88 вер. на мосту через Березовую бухту находился на часах железнодорожный стражник Евдоким Евдокимов. Товарный поезд № 93, шедший из Слюдянки в Иркутск, зацепил паровозом за шинель стражника, последняго потащило и Евдокимов попал под колеса поезда. Его перерезало поперек пополам, Е–в моментально скончался.

    «Восточная заря» № 135, 18 июня 1910 г.

  • Июль. На днях в Иркутск прибыл чиновник переселенческаго управления Ф. В. Болтунов, командированный начальником амурской экспедиции для изучения экономических условий, касающихся постройки северной Байкальской жел. дороги. Ф. В. Болтунов, запасшись в Иркутске нужными материалами, отправился далее.

    «Восточная заря» № 154, 11 июля 1910 г.

    Строительство второго пути на 1–м участке КБЖД.

    «Восточная заря» № 155, 13 июля 1910 г.

    10–го июля на 90 и 114 вер. (перегоны Хвойная–Маритуй и Маритуй–Шарыжалгай Заб. ж. д.) произошли обвалы скалистаго грунта в количестве 17 кубов, из нагорнаго откоса траншейной выемки. Путь на протяжении 12 саж. был завален и поврежден. Глыбы скалистаго грунта разстреливались динамитом. Несчастий с людьми не было. Поезда № 1 и 3 были задержаны почти на 4 часа каждый.

    «Восточная заря» № 155, 13 июля 1910 г.

    В ночь на 18 июля на 114–й версте Забайкальской ж. д., между станциями Маритуй и Шарыжалгай, произошел громадный обвал скалы, приблизительно в 500 куб. саженей. Несчастий с людьми не было. Движение поездов было совершенно прекращено. В воскресенье, 18 июля, не было поездов ни № 3, ни № 11. Пассажирские поезда, следовавшие в Иркутск, были задержаны до вечера 18 июля на ст. Танхой, откуда на ледоколе «Байкал» переправлены на ст. Байкал.

    Пассажирское движение между ст. Байкал и Танхоем впредь до расчистки пути будет совершаться на ледоколах. По случаю обвала и остановки движения поставлен на пары ледокол «Ангара». Расчистка пути займет дня 2–3 и будет окончена к среде, 21 июля. При работах приходится прибегать к динамиту.

    В воскресенье, 18 июля, на место крушения с специальным поездом выехали: старший инспектор управления железных дорог, Яшанов, случайно бывший в Иркутске, и начальник службы пути Заб. жел. дор.

    «Восточная заря» № 161, 20 июля 1910 г.

    Подробности обвала на КБЖД 18 июля 1910 г.

    «Восточная заря» № 162, 21 июля 1910 г.

    За 19 июля на 114 вер. Заб. жел. д. убрано обвала 250 кубов, предполагают открыть перегон Маритуй–Шарыжалгай для сквозного движения поездов завтра 23 июля.

    «Восточная заря» № 163, 22 июля 1910 г.

    Высочайше утвержден одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон об отпуске из государственнаго казначейства в 1910 году не свыше тридцати пяти тысяч рублей на производство изследований, разбивку вариантов и составление подробных проектов второго пути на участке Байкал–Култук Забайкальской железной дороги, и в 1911 г. — двухсот тысяч рублей на приступ к постройке означеннаго пути.

    «Восточная заря» № 169, 29 июля 1910 г.

  • Август. 6 августа, около 4 час. ночи, на перегоне между ст. Хвойная и Лиственичная на 80 вер. Заб. жел. дор., произошел обвал скалистаго откоса, в объеме около 100 куб. саж.

    Перегон закрыт и прекращено движение. Пассажирские поезда отправляются со ст. Байкал в Танхой на ледоколе «Байкал».

    Со ст. Лиственичной прибывшие во время обвала поезда возвращены обратно на ст. Байкал.

    Начальник 1–го участка службы пути предполагает очистить путь от обвала к 8–му августа и того же числа открыть движение поездов.

    «Восточная заря» № 176, 8 августа 1910 г.

    8 августа, в 8 ч. 15 м., на перегоне Лиственичная–Хвойная на 80 вер. Заб. жел. дор. обвал очищен и движение поездов открыто.

    «Восточная заря» № 177, 10 августа 1910 г.

    За последнее время особенно участились обвалы и оползни на Кругобайкальской ж. дороге. Причину обвалов видели в тех ливнях, которых было так много текущим летом. Теперь, как выяснилось, к ливням присоединились еще и явления сейсмическаго свойства. Так, из отчета заведывающаго сейсмической станцией Забайкальской ж. д. в с. Маритуй, представленнаго в управление дороги, видно, что за последнюю половину июля сейсмограф изо дня в день отмечал подземные толчки, в общем настолько слабые, что они людьми ее ощущались, за исключением двух–трех.

    Интересно знать, будет ли это принято во внимание при постройке второй колеи Кругобайк. ж. д.?

    «Восточная заря» № 177, 10 августа 1910 г.

    На 80 версте Забайк. ж. д. путь очищен от обвала. 14 августа, в 12 час. 45 мин. ночи перегон Лиственичная–Хвойная был открыт для движения поездов.

    «Восточная заря» № 182, 15 августа 1910 г.

    В с. Култук выехала партия инженеров со штатом служащих для изыскания второго пути заб. жел. дор. Изыскания ведутся из трех пунктов: со ст. Байкал, с. Култука и ст. Хвойной. Предположено эти изыскания закончить к 1 января будущаго года и тотчас же приступить к постройке второй колеи.

    «Восточная заря» № 183, 17 августа 1910 г.

  • Сентябрь. 20 сентября на 84 и 88 вер. Заб. ж. д. произошли обвалы: на первой версте произошел обвал скалистаго грунта в количестве около 8 кубов, на второй — обвал скалистой глины в объеме 2 кубов, вследствие чего скорый поезд № 2 был задержан на перегоне на 2 ч. 10 мин.

    Для очистки пути применены взрывныя работы.

    Несчастий с людьми, порчи пути и подвижного состава не было.

    «Восточная заря» № 213, 22 сентября 1910 г.

  • Октябрь. Согласно закона 21 июня с.г., ныне производится дополнительная съемка для второго пути на участке Байкал–Култук, причем заведывание таковою съемкою поручено инженеру Савримовичу.

    «Восточная заря» № 237, 20 октября 1910 г.

    Для съемки профиля участка Култук–Байкал, Кругобайкальской жел. дороги назначена экспедиция, которой предоставлено право, по мере надобности, останавливать поезда. Экспедиция на днях приступает к началу съемки.

    «Восточная заря» № 237, 20 октября 1910 г.

    Тоннелей на Забайкальской ж. д. к настоящему времени насчитывается 40 и 47 галерей. Самый длинный тоннель, под № 12, находится на 96 в. и имеет в длину 365 саженей.

    В инвентаре дороги к настоящему времени числится 568 паровозов, 546 пассажирских вагонов и 12537 — товарных.

    «Восточная заря» № 240, 23 октября 1910 г.

  • Декабрь. Для проезда служащих съемки участка Байкал–Култук кругобайкальской дороги от ст. Култук до Петербурга, по приказанию министра путей сообщения, управление ж. дор. предлагает Заб. ж. дор. предоставить отдельный вагон микст 1–2 класса по числу едущих, которые должны выехать из Иркутска 14 декабря, и сообщить эксплоатационному отделу, сколько лиц едет и каких классов.

    «Голос Сибири» № 6, 16 декабря 1910 г.

1912 г.

  • Январь. На заседании 17 января в управлении Кругобайкальской ж. д. разбирался вопрос о постройке ея второй колеи. Решено дневное движение поездов по ней приостановить на два месяца, начиная с июня. Ночью будут пропускаться только товарные составы и пассажирские, местнаго сообщения — «Байкал–Танхой»,— остальные же поезда будут погружаться на паром–ледокол «Байкал» со ст. Байкал и им переплавляться на ст. Танхой.

    «Голос Сибири» № 308, 19 января 1912 г.

    На Кругобайкальской ж.д. подрядчики по постройке 2–го пути ходатайствуют о скорейшем прекращении движения поездов по данной дороге. Исходит это ходатайство из таких мотивов: поезда следуют один за другим через короткие, сравнительно, промежутки времени; при следовании составов, работы приходится оставлять; это обстоятельство вызывает не только непроизводительную затяжку постройки, но приносит и материальный ущерб. Некоторая часть предпринимателей работы уже оставляет, другая же прекратит их в том случае, если предполагавшийся срок закрытия дороги (июнь) не будет перенесен на ближайшее время.

    «Голос Сибири» № 311, 22 января 1912 г.

    В связи с будущим закрытием Кругобайкальской ж. д. вырабатывается вопрос об изменении расписания, причем промежуточная пересадка в Иркутске между станциями Байкал — Челябинск будет отменена. Эту линию, кроме поездов: №№ I, II, III, IV, XI, XII, XXI и XXII будет обслуживать новый тип плацкартных поездов №№ 5 и 6, вагоны которых станут освещаться электричеством. Прибытие в Иркутск последних ожидается в марте т. года.

    «Голос Сибири» № 311, 22 января 1912 г.

  • Апрель. Об оптимальном движении поездов по КБЖД летом 1912 г.

    «Вестник Забайкальской железной дороги» № 14, 7 апреля 1912 г.

  • Май. Движение поездов по КБЖД летом 1912 г.

    «Вестник Забайкальской железной дороги» № 19, 12 мая 1912 г.

  • Июнь. 20 июня 1912 года в 1 час дня в Управлении работ назначается выяснение цен на сдачу работ по искусственным сооружениям на участке Байкал–Култук Забайкальской ж. д. от 78 до 94 версты. Лица, желающия взять работы, приглашаются прислать к указанному выше сроку заявления, бланки для коих, а также и подробныя сведения выдаются в Техническом Отделе Управления работ (Иркутск, Тихвинская ул., дом Громовой) в присутственные дни, начиная с 5 июня, от 10 до 3 час. дня.

    «Вестник Забайкальской железной дороги» № 21, 26 мая 1912 г.

  • Октябрь. Управление работ по постройке II пути уч. «Байкал–Култук» настоящим объявляет, что на 12 октября 1912 года в 12 часов дня в помещении Канцелярии Управления работ назначается конкуренция на постройку гражданских сооружений (путевых зданий и жилых домов). С проектами, техническими условиями и кондициями можно знакомиться, а также получать бланки заявлений и расценочн. ведом. в помещении Канцелярии Управления (Тихвинская д. Громовой) ежедневно, кроме праздников, с 9 час. утра до 3 час. дня.

    «Вестник Забайкальской железной дороги» № 29, 14–21 июля 1912 г.

1913 г.

  • Май. Вдоль всей линии Кругобайкальской железной дороги горят леса. Едва пал прекращается в одном месте, как пожар возникает в новом, и причиною этого являются искры, выбрасываемыя из труб паровозов. Возникновение таких пожаров нередко угрожает станционным зданиям и поселкам, лежащим близ полотна дороги. Выбрасывание паровозами крупных искр ясно указывает на несоответствие искрогасителей и прямою обязанностью железнодорожной администрации как в собственных интересах, так и в интересах населения, является принятие мер к уничтожению указанной причины лесных пожаров.

    «Голос Сибири» № 34, 21 мая 1913 г.

  • Июль. 26 июля 1913 года с 12 часов дня в Управлении по постройке II пути на участках Байкал–Култук–Танхой Забайкальской ж. д. (в г. Иркутске, Тихвинская ул., д. Громовой) будет произведена смешанная конкуренция на устройство, сборку и склепку для надобностей постройки металлических пролетных строений мостов по трем подрядным участкам: по первому участку в количестве 73 655 пудов, по второму — 59 183 пуда, по третьему 80 027 пудов, а всего в количестве 212 865 пудов металла.

    «Вестник Забайкальской железной дороги» №№ 13–14, 30 марта — 6 апреля 1913 г.

1914 г.

  • Ноябрь. О необходимости постройки Северо–Байкальской железной дороги.

    «Иркутская жизнь» № 87, 30 ноября 1914 г.

  • Декабрь. Министерство Путей Сообщения, будучи не согласно на увеличение кредита по постройке 2–ой колеи Кругобайкальской ж. дороги, передача которой в эксплоатацию совершится по окончании войны, распорядилось передать ее в будущем с существующими недоделками. Вследствие того, что остатки кредита приходится распределять на неопределенное время, в конторе по постройке началось частичное сокращение служащих по вольному найму. С января 1915 года будет приступлено к сокращению наличия Линейных агентов и в апреле того же года число их будет доведено до минимума.

    «Иркутская жизнь» № 95, 8 декабря 1914 г.

1915 г.

  • Апрель. Заведующий работами ссыльно–каторжных по постройке второй колеи Кругобайкальской железной дороги обратился в Иркутский комитет Союза городов с предложением предоставить для выздоравливающих раненых воинов места надзирателей для окарауливания арестантов.

    «Иркутская жизнь» № 88, 3 апреля 1915 г.

  • Июнь. Работы по постройке 2–го пути Кругобайкальской железной дороги можно считать вполне законченными. Для осмотра линии Кругобайкальской ж. д. между станциями Иркутск–Танхой 9–го июня выехал начальник Забайкальской железной дороги инженер Зурабов.

    «Иркутская жизнь» № 147, 11 июня 1915 г.

  • Июль. Вчера на линии Заб. жел. дор. произошли обвалы, вследствие сильных дождей. Обвалы были на 128 и 129 верстах с закрытием для движения поездов перегона Хабартуй–Шарышалгай; на 115 и 116 верстах, почему был закрыт перегон Бакланий–Шарышалгай. Тогда же обвалы имели место на 191 версте с закрытием перегона Салзан–Мурино. На 96 версте произошел обвал скальнаго грунта, почему перегон Маритуй–Пономарево закрыт. Размыт путь на 165 версте. Закрыт перегон Мангутай–Утулик.

    Вчера вечером в управлении дороги окончательно установлено, что вследствие сильнаго размыва пути движение по Кругобайкальской железной дороге будет возстановлено не ранее, как по истечении трех дней. За это время почта и пассажиры будут перевозиться по Байкалу на ледоколе.

    «Иркутская жизнь» № 169, 8 июля 1915 г.

  • Август. Преступность на линии Кругобайкальской железной дороги.

    «Иркутская жизнь» № 196, 12 августа 1915 г.

    Конфликт с рабочими при разборке моста через Березовую бухту.

    «Иркутская жизнь» № 198, 14 августа 1915 г.

  • 19–го августа, около 12 час. дня, п. № 40 имел остановку на 75 вер. на перегоне Лиственичная–Толстый, где, вследствие близкаго подхода к месту взрывных работ по постройке 2–го пути, взрывами разбиты стекла окон некоторых вагонов. Никто из чинов поездной бригады не пострадал.

    «Иркутская жизнь» № 202, 20 августа 1915 г.

  • Октябрь. План постройки Верхне–Сибирской железной дороги.

    «Иркутская жизнь» № 255, 14 октября 1915 г.

  • Ноябрь. 2 ноября с курьерским поездом прибыл в Иркутск старший инспектор при министерстве путей сообщения д. с. с. инженер Яковлев для приема работ постройки 2 пути Кругобайкальской ж. д. Вчера инженер Яковлев в управлении Забайкальской ж. д. знакомился с делами.

    Состав приемочной комиссии — следующий: председатель инж. Яковлев, члены: начальник Забайкальской ж. д. инж. Зурабов, помощник начальника работ инж. Газе, представитель службы пути инженер Кислицын, главный контролер дороги г. Гвоздев; представитель от ведомства министерства финансов, член совета управления дороги г. Данич, представитель от военнаго ведомства подполковник Чириков, и. об. заведывающаго передвижением войск иркутскаго района. В помощь инженеру Яковлеву командирован начальник отделения службы пути Томской ж. д. инж. Языков. Приемка работ постройки 2 пути продлится несколько дней. Работы же инж. Яковлева закончатся к концу ноября.

    «Иркутская жизнь» № 276, 4 ноября 1915 г.

1916 г.

  • Июнь. 15 июня, на перегоне Маритуй–Шарыжалгай, при следовании поезда № 30, перед самым паровозом упал с откоса на путь камень весом около 7 пудов. По невозможности предотвратить наезд произошла незначительная порча паровоза. Несчастий с людьми не было.

    16 июня на 132 версте Забайкальской жел. дор., около Култука, произошел обвал скалы и грунта. Случай не вызвал задержки движения поездов.

    «Иркутская жизнь» № 153, 18 июня 1916 г.

  • Август. Товаро–пассажирский поезд № 22, вышедший с разъезда Лиственичная, на 73 вер., наехал на обрушившуюся со скалы каменную глыбу, протащив таковую до 15 саж. Паровоз поезда поврежден.

    «Иркутская жизнь» № 201, 19 августа 1916 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.